Суммирую запросы и ответы должностных лиц
Ср Апр 01, 2009 7:51Добрый день! Прошу ответить на вопрос, имеет ли организация (предприятие) сама обучать на II руппу по электробезопасности ( 72 часа) или только УЦ, имеющие лицензию, как требует Ростехнадзор по ЦФО, ссылаясь на п. 1.4.7. ПТЭЭП ( Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).
:
Чт Апр 16, 2009 12:04
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Почтовый адрес:443035, г. Самара, ул. Нагорная, 136 А
Тел.: (846) 933-20-38, факс:(846) 933-07-12
E-mail:
control@samara-uten.ru
На Ваше обращение Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области сообщает, что согласно «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» п.1.4.7., обучение электротехнического персонала на II группу по электробезопасности, не имеющего профессиональной подготовки, соответствующей характеру работы, могут проводить, только специализированные центры, которые получили лицензию на данный вид деятельности.
И.о. руководителя управления В.И. Сурмач
Ф.П. Фоминов
331-05-71
Чт Апр 16, 2009 5:51
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6)
1.4.7. Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии gрофессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Статья 21. Профессиональная подготовка
1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.
3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
3. Письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21 июля 1998 г. NN 06-51-48ин/23-10, 4226-НП
"О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций"
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации в связи с многочисленными запросами кадровых служб (служб развития персонала и пр.) организаций о лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников, осуществляемых непосредственно в организациях, разъясняют.
В соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ профессиональная подготовка может быть получена и в образовательных подразделениях организаций. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности учредитель организации, имеющей образовательное подразделение, осуществляющее профессиональную подготовку, должен представить в лицензионный орган наряду с другими необходимыми документами утвержденное в установленном порядке положение о подразделении, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации в области образования. В лицензии в этом случае указываются наименование организации и наименование ее образовательного подразделения. Лицензирование профессиональной подготовки, ведущейся организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляется государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.
Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.Просим довести информацию до заинтересованных организаций.
Заместитель Министра общего и профессионального образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных
Заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации Н.Р.Петухова
Пн Июн 15, 2009 4:23
----- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭKOЛOГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Управление по технологическому и экологическому надзору
Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору по городу Санкт-Петербургу
(Управление по технологическому и экологическому
надзору Ростехнадзора по городу Санкт-Петербургу)
Юридический адрес: 199028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3
Почтовый адрес: 199048, Санкт-Петербург, В.О., 10 линия, д.51.
ОГРН 2047841049991, ИНН/КПП 7803041649/784101001
29.03.2005 № 01-1/757
На № _______от ________
Руководителю предприятия, организации, образовательного учреждения.
Степень квалификации персонала по электробезопасности характеризуется (квалифицируется) наличием у него группы по электробезопасности. Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного электронасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнический персонал. Согласно п. 1.4.3, п.3.1.15, п 3.5.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и п. 10.2, п. 11.3 Межотрослевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00) электротехнический персонал должен иметь группу по электробезопасности II и выше. Проверка знаний и присвоение II группы по электробезопасности возможно только после обучения в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программе не менее 72 часов (первичное обучение), согласно ПОТ РМ-016-2001 (п. 1.2.5 приложения №1) для персонала, не имеющего среднего образования, со средним образованием, а для персонала со средним электротехническим, высшим техническим и высшим электротехническим образованием, не прошедшим курс повышения квалификации за 5 лет.
Руководитель Управления
Пн Июн 15, 2009 8:12Уважаемые коллеги! Отправил запрос в Федеральную службу по экологическому , технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по нашей дискуссии. Вопрос приняли, обещали ответить. Пора ставить точку.
Добрый день! Прошу ответить на вопрос, имеет ли организация (предприятие)
сама обучать на II руппу по электробезопасности (первичное обучение - 72
часа) или только УЦ, имеющие лицензию, как требует Правила технической
эксплуатации электроустановок потребителей
(утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6)
п. 1.4.7. Работники, принимаемые для выполнения работ в
электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую
характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки такие работники
должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в
специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах,
учебно-тренировочных центрах и т.п.
Это требование и государственных инспекторов Центрального управления
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.У
нас возник спор с коллегами , которые утверждают , что могут сами обучать на
предприятии на II группу по электробезопасности (первичное обучение)и что
обучение на 2 группу это не профессиональное обучение и не подразумевает
выдачу документа об образовании и какой-либо квалификации. Следовательно
лицензия на такой вид обучения не нужна. Прошу ответить со ссылкой на
соответствующий документ
.
Чт Июл 23, 2009 11:08Уважаемые коллеги ! Получен письменный ответ на мой запрос в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) за подписью Зам.начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде В.М. Шумского , который сообщил что направлено моё обращение по вопросу обучения работников организации на II группу по электробезопасности для рассмотрения по принадлежности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и вот какой их ответ
Об обучении и проверке знаний
Управление энергетического и строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования и сообщает.
В соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утверждёнными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2001 г № 3 , приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 103 персонал организаций не имеющий среднего образования и со средним образованием, до присвоения II группы по электробезопасности , должен пройти обучение по программе не менее 72 часов.
О проведении профессиональной подготовки в организациях даны разъяснения в письме от 21 июля 1998 г. №№ 06-51-48 ин/23-10, 4226-НП Минобразования Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации.
При отсутствии профессиональной подготовки, работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и.т.п.). По окончании профессиональной подготовки проводится проверка знаний норм и правил (п.п. 1.4.34., 1.4.35.. 1.41. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённые приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации от 22 января 2003 г., регистрационный № 4145).
Начальник Управления энергетического и строительного надзора А.Н, Горлов
Содержание письма см.
http://www.forum.tehdoc.ru/viewtopic.ph ... c&start=90
http://infopravo.by.ru/fed1998/ch04/akt17594.shtm
Пн Июл 27, 2009 4:48Письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21 июля 1998 г. NN 06-51-48ин/23-10, 4226-НП "О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций"
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации в связи с многочисленными запросами кадровых служб (служб развития персонала и пр.) организаций о лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников, осуществляемых непосредственно в организациях, разъясняют.
В соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ профессиональная подготовка может быть получена и в образовательных подразделениях организаций. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности учредитель организации, имеющей образовательное подразделение, осуществляющее профессиональную подготовку, должен представить в лицензионный орган наряду с другими необходимыми документами утвержденное в установленном порядке положение о подразделении, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации в области образования. В лицензии в этом случае указываются наименование организации и наименование ее образовательного подразделения. Лицензирование профессиональной подготовки, ведущейся организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляется государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.
Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.
Просим довести информацию до заинтересованных организаций.
Заместитель Министра общего
и профессионального образования
Российской Федерации
Е.Е.Чепурных
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации |
Н.Р.Петухова
-------------------------------------------------------------------------
Вот такие официальные ответы. Выводы: можно много рассуждать и спорить, а потом
http://www.forum.tehdoc.ru/viewtopic.ph ... c&start=30
Вт Мар 31, 2009
Далее пример : При эксплуатации электроустановки на одном крупном предприятии происходит несчастный случай. Результат – инвалидность . Первично II группу присваивало предприятие по 72-х часовой программе. Расследование проведено, «все ок» (первичная группа присваивалась на этом же предприятии много лет назад, а при расследовании обратили внимание только на сроки и правильность оформления очередных проверок знаний). Вот сидел данный пострадавший, жаловался на свою тяжкую долю всем подряд, и нашел родственника (ну зачем институты столько юристов выпускают), который доказал в суде, что первичная проверка знаний была проведена с нарушением т.е. незаконна , а значит и незаконны все последующие на ее основании… Что было дальше уже неинтересно рассказывать, скажу только что у предприятия было 2 выхода (и оба плохие) или вообще не показывать первичные документы или показать какие были (их робкие обращения к различным УК сделать документы «сильно задним числом» не встретили понимания).
Делайте выводы!