II. Порядок расследования причин аварий
6. Решение о расследовании причин аварии оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориального органа.
Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 36 часов с момента возникновения аварии.
7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориальный орган, принявший решение о расследовании причин аварии, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, в срок не позднее 48 часов с момента его принятия.
8. Для расследования причин аварий приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориального органа создается комиссия по расследованию причин аварии (далее – комиссия) и определяется ее состав.
Председателем комиссии по расследованию причин аварий назначается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориального органа.
9. В состав комиссии по расследованию причин аварии кроме должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориального органа при необходимости могут быть включены уполномоченные представители:
а) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики;
б) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций;
г) генерирующих компаний;
д) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
е) научных и экспертных организаций;
ж) потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт;
з) заводов-изготовителей энергетического оборудования;
и) подрядных, проектных и конструкторских организаций.
10. Проведение мероприятий по расследованию причин аварии начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок не более 20 дней с начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен должностным лицом, которое приняло решение о расследовании причин аварии не более чем на 45 дней.
11. В ходе расследования причин аварий должны быть установлены причины и предпосылки возникновения аварии, круг лиц, действия которых привели к возникновению аварии, а также разработан перечень противоаварийных мероприятий, направленных на устранение причин аварии, а также на предотвращение возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках.
12. При расследовании причин аварии производится анализ и оценка:
обстоятельств, предшествовавших аварии, в том числе, действий (бездействия) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекших к возникновению аварии;
исполнения выданных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике диспетчерских команд и распоряжений;
соблюдения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технических регламентов;
своевременности принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер, направленных на устранение последствий аварии, дефектов оборудования, повышение его надежности, в том числе качества и сроков проведения ремонтов, испытаний, профилактических осмотров и контроля за состоянием оборудования, а также соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ.
13. При проведении расследования причин аварии комиссия по расследованию причин аварии вправе:
проводить обследование территории объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, в необходимых случаях - видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии, описание послеаварийного состояния накладок и указателей положения защитных устройств и блокировок с предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики, потребителя электрической энергии собственника, иного законного владельца или эксплуатирующей организации объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, на которых возникла авария, в срок не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
запрашивать и получать от субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, собственников, иных законных владельцев или организации, эксплуатирующей объект электроэнергетики и (или) энергопринимающую установку, а также от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров;
проводить опрос очевидцев аварии, должностных лиц, оперативного персонала организаций, эксплуатирующих объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки, на которых произошла авария, в том числе получение письменных объяснений указанных лиц;
проводить освидетельствование поврежденного оборудования, в том числе с участием представителей заводов-изготовителей и других организаций;
осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
14. В целях выявления в ходе расследования недостатков процесса проектирования, изготовления, строительства, монтажа или ремонта оборудования к расследованию причин аварии могут быть привлечены представители проектных, конструкторских, строительных, монтажных и ремонтных организаций, в том числе представители заводов – изготовителей оборудования, а также экспертные организации.
Для установления причин и предпосылок аварии комиссией могут создаваться экспертные группы. Заключения экспертных групп прилагаются к акту расследования.
15. Все действия комиссии в ходе расследования причин аварии, оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
|