"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1
Вопрос: Предрейсовый медосмотр водителей проводит фельдшер - штатный работник организации, имеющий соответствующий сертификат. Вправе ли Росздравнадзор привлечь транспортное предприятие к ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление медицинской деятельности без лицензии?
Ответ: Работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) относятся к лицензируемой медицинской деятельности (пп. 96 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании <1>, п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, и Приложение к этому Положению). Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Кроме того, ст. 4 Закона о лицензировании к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (согласитесь, неквалифицированное проведение предрейсового медосмотра может являться угрозой безопасности дорожного движения).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Поэтому вполне справедливой представляется точка зрения о том, что деятельность по проведению предрейсовых медосмотров предполагает наличие лицензии у организации. Ее, в частности, высказал ФАС СКО в Постановлениях от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А, от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-853А, от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А.
В этих случаях судьи не приняли во внимание доводы транспортных организаций о том, что они не являются медицинскими учреждениями, не оказывают медицинских услуг. Это можно объяснить тем, что в Законе о лицензировании речь идет о деятельности, а не предпринимательской деятельности в ее гражданско-правовом смысле (характеризуется систематическим характером и направленностью на получение прибыли). Поэтому для признания проведения предрейсовых медосмотров деятельностью вовсе не обязательно, чтобы соответствующие услуги были оказаны на сторону. В свою очередь, проведение медицинских осмотров водителей других организаций по договорам однозначно расценивается как деятельность, подлежащая лицензированию (Постановление ФАС УО от 13.12.2006 N Ф09-11007/06-С1).
Заметим, что некоторые суды полагают, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. Поэтому ФАС ПО отказал управлению Росздравнадзора в привлечении транспортного предприятия к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление от 05.07.2007 N А12-2901/07). В обоснование такого мнения арбитры привели выдержку из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров, утвержденного Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32: такие осмотры могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Позволим себе не согласиться с такой ссылкой. Дело в том, что названное Письмо носит рекомендательный характер и не является нормативным актом по вопросам лицензирования.
Е.В.Ермолаева
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
19.12.2007
|