Всё ИМХО. Необходимость регистрации НПА прописывается в двух документах: - Указ Президента РФ от 23.05.1996 N763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее – Указ) - Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Постановление). Рассмотрим сначала документ, имеющий более высокую юридическую силу - Указ Президента РФ от 23.05.1996 N763. Итак, п.10 Указа: «НПА федеральных органов исполнительной власти … не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». Исходя их формулировки п.10 Указа не понятно какие вообще НПА должны проходить регистрацию, написано только, что которые должны регистрироваться, но не прошли регистрацию не могут считаться вступившими в силу (публикацию пока опускаем). Частично, ответ на поставленный вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N1009: п.10 «Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия…» Из смысла Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N1009 есть НПА, которые подлежат регистрации и которые не подлежат. По моему мнению, если НПА не подлежит регистрации, это совсем не значит, что его можно считать не вступившим в силу и не влекущим правовые последствия. Просто эти документы являются не «затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия». Изучив вышеуказанные документы все равно нельзя точно определить какой НПА обязательно нужно регистрировать, поэтому Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N1009 установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации. Разъяснения эти утверждены Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". В соответствии с этими Разъяснениями (п.15) не подлежат представлению на государственную регистрацию: …г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний… Здесь у меня сразу возник вопрос, возможно и не имеющий практического применения. Что такое нормативное предписание. Ответа не нашел. Т.о. любое ведомство издающее НПА само решает есть ли в этом НПА нормативные предписания и если их нет - спокойно выпускает данный НПА в свет. Если по мнению ведомства подобные нормативные предписания есть, оно отдает данный НПА на регистрацию в Минюст. Минюст же либо подтверждает наличие нормативных предписаний, а также, наличие моментов затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия и регистрирует НПА, либо при отсутствии оных – признает НПА не требующим регистрации. Все эти НПА, по моему мнению, – зарегистрированные, признанные не нуждающимися в регистрации и технические акты - обязательны для исполнения (при определенных условия – читаем ниже). Несколько по-другому регламентируется введение в действие НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Дело в том, что порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда устанавливается Правительством РФ, а данное требование прописано в ст.211 ТК РФ, который имеет большую юридическую силу, чем вышеуказанные Указ и Постановление. Т.о. применять вышеуказанные Указ и Постановление для регламентирования введение в действие НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда нельзя. Для этого есть Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". В данном документе требования о регистрации в Минюсте НПА, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, нет.
|