Как итог изложенного, можно говорить, что на сегодняшний день АРМ носит крайне поверхностный, условный характер и не может в полной мере дать реальную оценку условиям труда. Полноценная же оценка рабочих мест потребует значительных временных процедур и финансовых затрат. Спрашивается, какой толк от оценки качества обеспеченности СИЗ, если в рамках стандартной аттестации не проводятся и не могут проводиться никакие исследования текущего реального состояния всех СИЗ на предприятии? Какова ценность результатам такой аттестации, если при оценке во главу берется лишь количественный критерий и наличие сертификата соответствия? Одновременно следует сказать также о порой абсурдных ситуациях, которые возникают при проведении АРМ в отсутствии справедливых критериев оценки. Так, в нашем случае по результатам аттестации 95% рабочих мест на мини НПЗ был присвоен класс вредности 3.1. или 3.2. Первоначальные наши предположения о вредности выбросов (которых как подтвердилось позже не было), как о причине данной оценки, не оправдались. Как выяснилось при рассмотрении результатов, представленных аттестующей организацией, в подавляющем большинстве вредность была определена по одному лишь фактору – излишней (незначительной, иначе просто не возможно было бы находиться на рабочем месте) пульсации (яркости) освещения и излучения, исходящего от используемых на рабочих местах операторов технологического оборудования ПК (несмотря на то, что ПК проходили в свое время сертификацию). На основании указанных данных наша организация формально по законодательству обязана теперь предоставлять компенсации работникам одинаково, как если бы они были заняты действительно на вредном производстве (например, в плавильном цеху) до замены на всех РМ ПК. Очевидно, что такая «уравниловка» с лицами, занятыми на реально вредном производстве также не способствует социальной справедливости и не вызывает понимания у последних, ведет к неизбежным внутрифирменным коллективным конфликтам. По нашему мнению, необходимо отказаться от повальной «обязаловки» в проведении АРМ всех хозяйствующих субъектов. АРМ, что представляется логичным, необходимо проводить лишь в определенных организациях, где имеется общеизвестный повышенный риск профессиональных заболеваний, что подтверждено результатами статистических наблюдений по отраслям в целом. На сегодняшний день сформировано законодательство в этой области и имеется соответствующая классификация по отраслям экономики. Работодатель будет вынужден либо нести расходы на перевооружение, либо, в случае невозможности указанного (в т.ч. по объективным обстоятельствам), – выплачивать соответствующие компенсации работникам предприятия. Одновременно, абсурдно обязывать, к примеру, проводить АРМ т.н. офисных работников, где из всего оборудования стол, стул и ПК. Возможные же отклонения на подобных рабочих местах от стандартов безопасности труда не носят катастрофического для здоровья работников характера. По крайней мере, данные рабочие места по классу профессионального риска не отнесены к повышенному классу. Контроль за такими рабочими местами должен производиться не столь сложными в бюрократическом плане процедурами как АРМ, а в рамках реализации внутренних и внешних контрольных мероприятий за ОТ на предприятии (в т.ч. при необходимости с привлечением в рамках утвержденной политики безопасности измерительных организаций либо приобретения для служб ОТ необходимого оборудования). При выявлении - устраняться немедленно. Да и в целом, вопросы предотвращения и реальной оценки именно профессионального травматизма, обеспечения СИЗ не могут быть эффективно решены в рамках АРМ. В случае с оценкой травмобезопасности и обеспеченности СИЗ, в силу крайней нестабильности показателей их оценки во временном интервале, установление такого условия представляется проблематичным (соответствие условиям безопасности, установленное по результатам АРМ, может быть нарушено буквально на следующий день за счет ослабления в организации охраны труда, халатности). И такие данные результаты АРМ не могут быть в полной мере и безусловно распространены на предстоящие пять лет. Указанные вопросы должны рассматриваться в рамках обычной повседневной организации охраны труда на предприятиях и государственного надзора в этой области. Такие понятия как «замена производственного оборудования» и «изменение технологического процесса, средств коллективной защиты» и др. вообще носят крайне неопределенный характер и требуют уточнения. Однако добиться конкретизации в условиях действующей системы АРМ не представляется возможным, с учетом крайней вариативности данных понятий. В то же время оценка гигиенических факторов характеризируется куда большей неизменностью, а главное реально носит практический характер, поскольку, что очевидно, узреть скрытые химические процессы невозможно в отличии, к примеру, от нарушенного ограждения строительной площадки. В среднем в нашем регионе (Иркутская область) услуги сторонних организаций варьируются от 2500 до 5000 руб. за одно рабочее место. Основная статья затрат, более 90%, приходится на привлечение сторонней аттестующей организации. В нашем случае это составило около 100000 руб. На сегодняшний день данные полученные год назад, требуют переаттестации. Особо хотелось бы обратить внимание на прохождение документов в терорганах Роструда. В данном случае, при наличии привлеченной организации, прошедшей аккредитацию, что само по себе говорит (исходя из сути понятия «аккредитация») о признании ее компетентности государством, считаем указанную процедуру излишней, т.к. это ведет, в том числе, и к риску возникновения почвы для возникновения коррупции.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|