Кроме того, Ростехнадзор активно работает в области технического регулирования. В настоящее время самые важные для нас два документа, которые связаны с созданием Таможенного союза, — о безопасности лифтов и о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением. Сейчас мы с партнёрами по Таможенному союзу проводим согласительные процедуры, сами эти технические регламенты в соответствии с соглашением между государствами были подготовлены нашими казахскими товарищами, ну а мы сейчас активно проводим согласительные процедуры. Возвращусь к вопросам, связанным с добычей угля. В настоящее время у нас под надзором находится 106 эксплуатируемых шахт, 55 выведенных из эксплуатации, но продолжающих находиться в управлении, и 180 разрезов. Соответственно, что касается добычи угля, в 2010 году, вы знаете, у нас произошёл прирост на 7 процентов в угольной промышленности, но при этом, к сожалению, произошло 22 аварии, из них 17 — на подземных горных работах: было восемь пожаров, взрывы, вспышки метана — пять, обрушение горных пород — одно, затопление горных выработок было дважды, и была одна авария, связанная с энергоснабжением. Четыре аварии произошло на поверхности шахт и одна — на открытых горных работах. Общее количество смертельно травмированных в прошлом году составило 135 человек, из них, вы знаете, 91 человек считается погибшим на шахте "Распадская". К сожалению, не все тела ещё подняты. Сразу остановлюсь на том, что работы по откачке воды продолжаются, позавчера была установлена основная перемычка с пятым блоком, что предотвращает прохождение пожара из пятого блока на шестой пласт в район четвёртого ствола. Мы имеем возможность в ближайшее время завершить откачку воды и, соответственно, расследование причин аварии, осмотрев место предполагаемых событий, а также поднять на поверхность тех "нулевых", которые остались, к сожалению, после той аварии на этих пластах. На объектах угольной промышленности нами проводится большая контрольно-надзорная деятельность. В 2010 году выявлено более 81 тысячи нарушений, к административной ответственности мы были вынуждены привлечь 8238 юридических и должностных лиц, в суд направили 230 протоколов о временном запрете деятельности. Административная приостановка деятельности судом была осуществлена в 215 случаях, то есть основная масса наших обращений в суд была поддержана. В первом квартале 2011 года выявлено также большое количество нарушений требований промышленной безопасности — 13 800. К административной ответственности привлечено 1642 юридических должностных лица, оформлено 50 протоколов о временном запрете деятельности, административная приостановка деятельности осуществлена в 49 случаях. Всего по стране с учётом тех изменений в законодательстве, которые были произведены и в связи с которыми с 1 января наши инспектора, наша служба получила возможность внесудебной приостановки деятельности, деятельность приостанавливалась 95 раз (уже упомянутые мной 49 случаев — это только в отношении угля). Не могу не отметить, что та административная реформа, которая сейчас проходит, неуклонно снижает, как я вам уже сказал, давление государства на бизнес, но это должно сопровождаться одновременным повышением ответственности самих предпринимателей. К сожалению, при тех же комплексных проверках, которые мы проводим, мы видим, что реальное управление опасными производственными объектами, включая те же шахты, осуществляется из головных компаний, которые по формальному признаку не могут быть привлечены к ответственности, хотя именно управляющие компании создают все предпосылки для соблюдения требований безопасности, поскольку они определяют те стратегические направления финансирования, которые потом уже непосредственно реализуются директорами конкретных предприятий — шахт, разрезов и так далее, а они, эти руководители, являются фактически зависимыми от тех сумм, которые им выделяют головные компании. Ещё раз хочу сказать, что законодательством не предусмотрена ответственность вертикально интегрированных управленческих компаний, и в связи с этим хотелось бы, чтобы мы с вами в этом году ещё раз рассмотрели возможность применения санкций, которые напрямую влияли бы на улучшение условий безопасности труда и снижение уровня аварийности. По этому же вопросу хотелось бы добавить, что у нас, кроме того что управляющие компании, так скажем, отделены от реальной возможности наложения взысканий, в них отмечается низкий уровень технической, инженерной профессиональной подготовки специалистов. В основном управляющие компании представляют из себя юридические и экономические службы. Вместе с тем, ещё раз повторю, подготовленные нами нормативные правовые акты и изменения в законодательство могут решить эту проблему, и мы сможем влиять на ситуацию.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|