Виктор Борисович писал(а):
http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=557872-5&sort=date
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федера-ции»
Изменения, предлагаемые проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Фе-дерации», направлены на усиление ответственности организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законодательства об охране труда.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в ус-ловиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также обязанности работника в области охраны труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информирование работника об условиях и охране труда на рабочих местах, проведение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований), обучение работников по ох-ране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты и др., возлагается на работодателя.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, в настоящее время, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, влечет за собой наложение административного штрафа на должност-ных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или администра-тивное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, как показывают результаты надзорно-контрольной деятельности федеральной инспек-ции труда, число правонарушений в области охраны труда на протяжении ряда лет не снижается. Так, в пе-риод 2007-2009 г.г. ежегодно выявляется около 1 млн. нарушений в области охраны труда. Кроме того, ус-тойчиво растет численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям охраны труда. В частности, в 2009 году доля работников, занятых в указанных условиях, составила 27,5 % (2006 г. – 23,4 %, 2007 г. – 24,9 %, 2008 г. – 26,2 %).
Из приведенных данных следует, что установленные действующим законодательством размеры адми-нистративных штрафов не способствуют появлению у организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического ли-ца, мотивации к соблюдению законодательства об охране труда.
В целях усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охра-ны труда проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях статьями 5.27.1–5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда:
непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;
необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные меди-цинские осмотры;
неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуще-ствлении технологических процессов, а также безопасности применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
При этом штрафные санкции за данные правонарушения устанавливается в повышенном размере.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае уг-розы жизни или здоровью людей, законопроектом предлагается исключить данную норму в отношении на-рушений законодательства о труде и об охране труда, за исключением составов правонарушений, поимено-ванных в статьях 5.27.1–5.27.6, как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья ра-ботников в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Рос-сийской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.
Реализация предусмотренных законопроектом положений будет стимулировать работодателей и их должностных лиц к строгому соблюдению требований охраны труда и будет способствовать снижению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что, в частности, предусматривается Концепцией демографической политики Российской Федерации на пе-риод до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 года