Справка подготовлена:
ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда «ОЛС-комплект» Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл)
«Справка по анализу ГОСТ 12.0.230-2007
«ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
в сравнении с другими стандартами по системам управления охраной труда, обеспечения безопасности труда, менеджмента охраны здоровья
и рекомендации по его внедрению в организациях отрасли электроэнергетики»
Содержание
1 Анализ ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
3
1.1 Основные положения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
3
1.2 Рассматриваемые позиции анализа 4
1.2.1 Интегрирование элементов системы управления охраной труда в организации в общую систему управления организации
4
1.2.2 Методы обеспечения эффективности системы управления охраной труда 5
1.2.3 Выработка политики по вопросам охраны труда и обеспечение соучастия в ней работников и их полномочных представителей
7
1.2.4 Общие требования к структуре, полномочиям и распределению ответственности должностных лиц управления системой охраны труда
8
1.2.5 Планирование (предварительная проверка, планирование системы, составление и применение, осуществление контроля за рисками)
9
1.2.6 Аудит (проверка) как метод оценки системы управления охраной труда в целях осуществления контроля за функционированием системы управления; инвентаризация ее элементов
10
1.2.7 Профилактические мероприятия для улучшения показателей условий труда и состояния здоровья работников
11
1.2.8 Идентификация опасностей и оценка рисков 12
2 Сравнительный анализ ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» с другими стандартами по системам управления охраной труда, обеспечения безопасности труда, менеджмента охраны здоровья для определения различий и применимости в организациях отрасли электроэнергетики
14
2.1 Сопоставление требований ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 14
2.2 Сопоставление требований ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 16
2.2.1 Краткая характеристика OHSAS 18001:2007 16
2.2.2 Сравнение основных элементов ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 16
2.3 Сравнительный анализ ГОСТ 12.0.230-2007 и Руководства МОТ-СУОТ 2001
(ILO-OSH 2001)
20
3 Оценка перспектив применения в организациях отрасли электроэнергетики систем менеджмента на основе сопоставления требований ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.006-2002 и OHSAS 18001:2007
22
4. Рекомендации по определению структурных подразделений организации, ответственных
за внедрение ГОСТ 12.0.230-2007
23
5 Рекомендации работодателям электроэнергетики по внедрению ГОСТ 12.0.230-2007 в организациях
26
6 Рекомендуемый перечень основных документов системы управления охраной труда при внедрении организацией ГОСТ 12.0.230-2007
27
1 Анализ ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда.
Общие требования»
Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems.
General requirements
1.1 Основные положения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (далее - ГОСТ 12.0.230-2007) подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Центр безопасности и гигиены труда» и Федерации независимых профсоюзов России. ГОСТ 12.0.230-2007 представляет собой практически аутентичный перевод «Руководства по системам управления охраной труда» МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) Guidelines on occupational safety and health management systems (ISBN 92-2-111634-4, Geneva) и изначально в отличие от ГОСТ Р 12.0.006-2002 не был ориентирован на OHSAS 18001.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. № 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 206 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» стандарты в сфере безопасности труда получили статус обязательных для применения. Указанный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2010 г., в связи с чем положения ГОСТ 12.0.230-2007 являются обязательными для применения для всех работодателей отрасли.
Внедрение Стандарта обеспечивается работодателем, лицами, ответственными за управление охраной труда организации.
Главными целями стандарта являются следующие:
предоставление странам (СНГ) рекомендаций (представлена структура систем управления охраной труда, предложенная МОТ) по созданию своей национальной законодательной основы для разработки и внедрения систем управления охраной труда;
предоставление отдельным организациям руководящих указаний по вопросу включения элементов, касающихся охраны труда в общую политику и деятельность работодателей.
Раздел 3 стандарта полностью посвящен требованиям к национальной структуре системы управления охраной труда. В стандарте приводится блок-схема с изображением элементов национальных структур систем управления охраной труда, разработанной путем доработки аналогичной структуры «Руководства по системам управления охраной труда» МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001).
В предисловии к разделу 4 приводятся общие положения, касающиеся системы управления охраной труда в организации. Указано, что работодатель должен продемонстрировать заинтересованность в создании системы управления охраной труда. Система управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом основана на модели (см. рисунок 2 в разделе 4 стандарта), включающей пять основных элементов: политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию.
Основное содержание стандарта посвящено описанию требований к системе управления применительно к каждому элементу провозглашенной модели. Принципы, лежащие в основе модели системы управления охраной труда в организации, во многом сходны или идентичны с принципами, используемыми в системах ИСО 9001, 14001 и 18001. Это позволяет на их основе создавать интегрированные системы управления, состав которых зависит от конкретных условий организации и специфики отрасли экономической деятельности.
С позиций организации, которая будет у себя внедрять стандарт (ГОСТ 12.0.230-2007), существенным является необходимость применения в своей практике включенных в раздел 2 «Термины и определения» ряда важных определений, обычно не содержащихся в других подобных документах. Например, определение (2.5) «наблюдение за производственной средой» (surveillance of the working environment), являющееся аналогом определения элементов производственного контроля и аттестации рабочих мест по условиям труда и определение (п. 2.6) «Наблюдение за состоянием здоровья работников» (workers’ health surveillance).
Примыкающими к упомянутым двум являются определения: «реагирующее наблюдение» (reactive monitoring) (2.20) и «текущее наблюдение» (active monitoring) (2.23).
Важными определениями стандарта являются также определения:
«представители работников» (workers’ representative) (2.13);
«представители работников по охране труда» (workers’ safety and health representative) (2.14);
«работники и их представители» (workers and their representatives) (2.19).
1.2 Рассматриваемые позиции анализа
1.2.1 Интегрирование элементов системы управления охраной труда в организации в общую систему управления организации
В соответствии с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007 на уровне организации он предназначен служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей системы и общей политики. В соответствии с п. 4.1.3 система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
Принципы, лежащие в основе модели системы управления охраной труда в организации, используемой в ГОСТ 12.0.230, во многом сходны или идентичны с принципами, используемыми в системах ИСО 9001, 14001 и 18001. В частности, в каждом из указанных стандартов структура системы управления включают похожие или идентичные элементы, например, политика, цели и задачи, подготовленность к аварийным ситуациям, управление документами, управление записями, управления операциями, идентификация опасностей, оценка рисков, установление мер управления (экологические аспекты), анализ со стороны руководства и др. Все три системы, как и система в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007, основаны на принципе постоянного совершенствования («постоянного улучшения»).
Таким образом, имеются все предпосылки создавать интегрированные системы управления, в состав которых входит система управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230.
1.2.2 Методы обеспечения эффективности системы управления охраной труда
Для обеспечения эффективности функционирования системы управления охраной труда в соответствии ГОСТ 12.0.230-2007 требуется (4.15.1) устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок системы управления охраной труда и анализа эффективности системы управления охраной труда руководством. Эти мероприятия должны включать:
определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть применены другие меры согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер.
Выбор показателей результатов деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целям охраны труда.
Измерения результативности деятельности организации должны быть как качественными, так и количественными в соответствии с потребностями организации. Они должны базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда, поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления высшим руководством организации.
Наблюдения и измерения результатов деятельности должны использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются. Наблюдения и измерения должны включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и при этом не следует опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов.
Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы, и включать:
наблюдение за выполнением конкретных планов;
систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;
е) оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятыми на себя организацией.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
а) несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов на производстве;
b) других потерь, таких как имущественный ущерб;
с) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
d) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников
1.2.3 Выработка политики по вопросам охраны труда и обеспечение соучастия
в ней работников и их полномочных представителей
В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 (4.1) работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда, которая должна соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации.
Как документ Политика должна быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации.
Политика должна предоставляться всем работникам организации и находиться в легкодоступных местах для их ознакомления.
Политика в области охраны труда должна включать следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
b) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
с) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
d) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
Согласно требованию ГОСТ 12.0.230-2007 (4.2.1) участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
1.2.4 Общие требования к структуре, полномочиям и распределению ответственности должностных лиц управления системой охраны труда
В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007..работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
b) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
с) содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда
Должны быть установлены структуры и процессы:
а) управления охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;
b) определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
с) проведения, при необходимости, эффективного и оперативного наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здоровья работников;
d) сотрудничества, передачи и обмена информацией между работниками, включая их представителей, при применении системы управления охраной труда данной организации;
е) соблюдения принципов построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующем национальном стандарте, специальных стандартах или в программах по охране труда, выполнение которых организация принимает на себя;
h) разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
i) обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
j) предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
k) обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
1.2.5 Планирование (предварительная проверка, планирование системы, составление
и применение, осуществление контроля за рисками)
В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 целью планирования в системе управления охраной труда в организации является (4.8.1) разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих как минимум соответствие условий труда требованиям национальных законов и иных нормативных правовых актов, основные элементы системы управления охраной труда в организации, непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
Для обеспечения качественного планирования в системе управления охраной труда оно должно основываться на результатах исходного (первоначального) анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:
а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
b) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
с) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
d) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.
Для проведения исходного анализа организация должна:
1) определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
2) определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
3) провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
Для последующих анализов оценка рисков для безопасности и здоровья, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда, должна производиться компетентными лицами с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями на постоянной основе. С этой целью должны применяться разработанные организацией процедуры оценки рисков.
Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда в соответствии с моделью системы, представленной на рисунке 2.
1.2.6 Аудит (проверка) как метод оценки системы управления охраной труда в целях осуществления контроля за функционированием системы управления;
инвентаризация ее элементов
Проверка (аудит) должна проводиться систематически, быть независимой. Предназначена для получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев. Может быть внешней и внутренней (2.15).
Целью периодических проверок является определение эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Для обеспечения проведения периодических проверок в организации (4.13.2) разрабатывают политику и программу проверок (аудитов), включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.
Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Согласование назначения проверяющего лица и всех этапов проверки, должно осуществляться с участием работников в установленном порядке.
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем.
Проверка должна охватывать:
а) политику в области охраны труда;
b) участие работников и (или) их представителей;
с) обязанности и ответственность;
d) компетентность и подготовку;
е) документацию системы управления охраной труда;
f) передачу и обмен информацией;
g) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
h) предупреждающие и корректирующие меры;
i) управление изменениями;
j) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
k) материально-техническое снабжение;
l) подрядные работы;
m) наблюдение и измерение результатов деятельности;
n) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
o) проверку;
p) анализ эффективности управления охраной труда руководством;
q) предупреждающие и корректирующие действия;
r) непрерывное совершенствование
В выводах проверки должно быть определено, являются ли проверяемые элементы системы управления эффективными, соответствующими результатам предыдущей проверки.
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. С учетом результатов проверки руководство организации оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда.
1.2.7 Профилактические мероприятия для улучшения показателей условий труда
и состояния здоровья работников
В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 организацией должны быть разработаны процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда и периодически анализировать их.
В соответствии с разработанными процедурами в организации должны проводиться текущее и реагирующее наблюдение.
Под «текущим наблюдением» (active monitoring) следует понимать текущую деятельность по наблюдению за соответствием мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также мероприятий по применению системы управления охраной труда по установленным критериям (2.23).
Под «реагирующим наблюдением» (reactive monitoring) понимают процедуру по определению и устранению недостатков, направленных на предотвращение и защиту от воздействия опасностей и рисков, а также на функционирование системы управления охраной труда, которые были выявлены при расследовании несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или инцидента на производстве (2.20).
«Наблюдение за состоянием здоровья работников» (workers’ health surveillance) включает в себя процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы (2.6).
В соответствии с пунктом 4.11.6 текущее наблюдение должно включать (b) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования, наблюдение за производственной средой, включая организацию труда, а также (d) наблюдение за состоянием здоровья работников, включающее соответствующие медицинские осмотры, в том числе периодические. Это способствует раннему выявлению признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер. Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
а) несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов на производстве;
с) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
d) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
Записи данных по охране труда могут включать данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников, а также сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой.
1.2.8 Идентификация опасностей и оценка рисков
Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 опасность (hazard) – это фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. Под оценкой опасностей (hazard assessment) следует понимать систематическое оценивание опасностей (2.10).
Оценка риска (risk assessment) – процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников (2.11)
В организации должны быть определены и доведены до работников обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда (4.3.2).
Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны определяться на постоянной основе (4.10.1.1). С этой целью в организации должны быть установлены процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, обеспечивающие (4.10.1.2):
а) соответствие опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;
b) регулярный анализ и, при необходимости, модификацию;
с) соблюдение национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражения передового опыта;
d) учет текущего состояния знаний и передового опыта, включая информацию или отчеты организаций, таких как госинспекций труда, служб охраны труда и других служб, при необходимости.
Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны определяться на рабочих местах перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо (4.10.2.2).
При выполнении работ подрядчиками организация должна обеспечить ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и (или) их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчиков в процессе выполнения работ на площадке организации.
Организация должна анализировать процедуры идентификации опасностей и оценки рисков и на основе наблюдений принимать решение о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков (4.11.5).
Наиболее значительные опасности (риски), вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению должны документироваться (4.5 (с)).
Организация должна выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию элементов системы управления охраной труда с учетом результатов определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков (4.16.1).
Для повышения достоверности результатов оценки рисков организация должна проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, которая при этом является информационной основой идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах.
2 Сравнительный анализ ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» с другими стандартами по системам управления охраной труда, обеспечения безопасности труда, менеджмента охраны здоровья для определения различий и сходства в требованиях для организаций электроэнергетики
2.1 Сопоставление требований ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002
Для выявления сходства и отличий ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 сопоставление требований стандартов проводилось на основе сравнения элементов моделей, на которых базируются системы управления охраной труда в одном и другом случае.
В целом выполненное сравнение элементов системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 позволяет отметить следующие их отличия.
ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 основаны на практически похожих моделях несмотря на то, что каждая система содержит пять различных элементов (таблица 1). Оба стандарта содержат необходимые требования для разработки и внедрения системы управления охраной труда в организации.
Таблица 1
Элементы системы управления охраной труда в соответствии
с ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002
ГОСТ 12.0.230-2007 ГОСТ Р 12.0.006-2002
Политика Политика в области УОТ
Организация Планирование
Планирование и применение Внедрение и обеспечение функционирования
Оценка Проверочные и корректирующие действия
Действия по совершенствованию Рассмотрение руководством
ГОСТ 12.0.230-2007 имеет более предпочтительную модель, так как она, в отличие от модели ГОСТ Р 12.0.006-2002, предусматривает действия по совершенствованию, рассмотренные в специальном разделе, включающем два подраздела «Предупреждающие и корректирующие действия» (4.15) и «Непрерывное совершенствование» (4.16), в которых представлены требования по установлению и своевременному выполнению мероприятий по непрерывному совершенствованию элементов системы управления охраной труда и системы управления организацией в целом. В ГОСТ Р 12.0.006-2002 такого раздела нет.
Содержание ГОСТ 12.0.230-2007 имеет по сравнению с ГОСТ Р 12.0.006-2002 более широкий спектр требований, вследствие того, что в нем содержатся дополнительные требования к национальной структуре системы управления охраной труда и национальной политике, которая должна содействовать использованию рекомендаций МОТ, основанных на необходимости большего участия в работе системы управления охраной труда работников и их представителей. Наличие в новом стандарте требования по участию работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. Этому посвящен ряд разделов стандарта. Так, в ГОСТ 12.0.230-2007 содержится требование о том, чтобы (4.12.2) расследования несчастных случаев проводились не только компетентными лицами, но и при соответствующем участии работников и их представителей, а результаты таких расследований доводились до сведения комитета (комиссии) по охране труда (4.12.3), который должен сформулировать соответствующие рекомендации. Кроме того, ГОСТ 12.0.230-2007 предусматривает, что в организации должны быть определены и доведены до работников обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда (4.3.2). В ГОСТ Р 12.0.006-2002 такое участие работников и их представителей не предусматривалось.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит требования проведения, при необходимости, эффективного и оперативного наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здоровья работников и разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников (4.3.2, п.п. (с) и (h). Участие работников и их представителей в функционировании системы управления охраной труда предусматривается и в разделе «Планирование». Например, предусмотрен анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников и определение достаточности планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения имеющихся опасностей и рисков, которые требуются производить согласно ГОСТ 12.0.230-2007. В отмененном ГОСТ Р 12.0.006-2002 таких требований нет.
Важным отличием нового стандарта является требование о необходимости планирования на основе исходного анализа (4.8.2). Исходный анализ должен проводиться компетентными лицами с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Результаты исходного анализа должны быть документально оформлены и являться основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда. На основе исходного анализа организация должна определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации. Такое требование отсутствует в ГОСТ Р 12.0.006-2002.
ГОСТ Р 12.0.006-2002, наряду с требованиями к элементам системы управления охраной труда, содержал требования к охране труда, дублирующие положения Трудового кодекса РФ. В результате функционирование системы управления охраной труда сводилось к обязательному выполнению государственных требований охраны труда и дополнялась оценкой рисков от каждой идентифицированной опасности и аттестацией рабочих мест по условиям труда.
2.2 Сопоставление требований ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007
2.2.1 Краткая характеристика OHSAS 18001:2007
Стандарт OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems – Requirement. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования» представляет собой стандарт, а не спецификации требований, как в первой редакции – OHSAS 18001:1999 «Occupational health and safety management systems – Specification. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Спецификации») – (названия на русском языке – в ред. TÜV).
Как в России, так и за рубежом применение OHSAS 18001:2007 носит добровольный характер. Стандарт относится к серии документов по оценке деятельности организации по охране здоровья и обеспечению безопасности труда. Стандарт содержит требования к системе менеджмента здоровья и безопасности труда, целью применения которой является управление рисками для здоровья и безопасности и улучшения показателей деятельности в области охраны труда. Эти требования не содержат конкретных критериев показателей деятельности в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда и детальных требований для проектирования системы управления.
При разработке системы управления стандартом OHSAS 18001:2007 в качестве практического руководства рекомендуется применять последние выпуски Руководства OHSAS 18002:2007, а также «Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)».
OHSAS 18001:2007 предназначается также для целей сертификации и/или самодекларирования соответствия системы управления охраной труда.
2.2.2 Сравнение основных элементов ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007
Сравнение основных элементов системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0230-2007 и OHSAS 18001:2007 представлены в таблице 2.
Таблица 2
Элементы системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007
ГОСТ 12.0.230-2007 OHSAS 18001:2007
Политика Политика в области ОЗ и ОБТ
Организация Планирование
Планирование и применение Внедрение и функционирование
Оценка Проверочные и корректирующие действия
Действия по совершенствованию Анализ со стороны руководства
Из сопоставления элементов системы управления в таблице 2 следует, что требования ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 близки или совпадают. Отличаются лишь названия пятого раздела – «Действия по совершенствованию» (ГОСТ 12.0.230-2007) и «Анализ со стороны руководства» (OHSAS 18001:2007).
В целом сравнение элементов системы управления охраной труда, содержащихся в ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007, позволяет отметить следующие их сходства и отличия.
Общим для обоих документов является обязательность принятия политики организации в области охраны труда в письменном виде. Оба документа (ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007) устанавливают требования по назначению на уровне руководителей высшего звена лица (или лиц), наделенных обязанностями, ответственностью и полномочиями по развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда, по подготовке периодической отчетности высшему руководству организации о результативности функционирования системы управления охраной труда. В содержании разделов «Организация» и «Внедрение и функционирование» принципиальных отличий не выявлено.
Оба документа (ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007) предъявляют требования к работодателю по обеспечению компетентности должностных лиц организации в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.
Как в ГОСТ 12.0.230-2007, так и в OHSAS 18001:2007 идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления являются обязательными.
ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 установлены требования к мероприятиям и процедурам передачи и обмена информацией между работниками, включая их представителей, при применении системы управления охраной труда данной организации. В OHSAS 18001:2007 эти требования включены в подраздел «Коммуникация» (4.4.3).
Оба документа (ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007) устанавливают общие требования к проведению на регулярной основе оценки действующей системы охраны труда посредством проведения наблюдений и измерений результатов деятельности.
Практически идентичными являются также требования ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 к предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и ликвидации их последствий. В ГОСТ 12.0.230-2007 - п. 4.10.3, в OHSAS 18001:2007 - п. 4.4.7.
Оба документа (пункт 4.14 ГОСТ 12.0.230-2007 и пункт 4.6 OHSAS 18001:2007) устанавливают требования к анализу эффективности системы управления охраной труда руководством организации. Существенные отличия в содержании требований не выявлены.
К отличиям ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 можно отнести наличие практически во всех основных разделах ГОСТ 12.0.230-2007 требования участия работников и их представителей в функционировании системы управления охраной труда. Например, применительно к политике OHSAS 18001:2007 установлено требование к организации разработки процедуры для коммуникации, партнерства и консультирования, и вовлечения в эту деятельность большого спектра заинтересованных сторон. Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 политика должна приниматься после консультации с работниками и их представителями. В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 участие работников и их представителей является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (4.2). В OHSAS 18001:2007 высшее руководство организации должно самостоятельно разработать и ввести в действие политику организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда и довести до сведения всех лиц, работающих под управлением организации. При этом в разделе «Партнерство и консультирование» OHSAS 18001:2007 имеется требование (4.4.3.2), в соответствие с которым в организации должны быть разработаны, внедрены и поддерживаться в актуальном состоянии процедуры для вовлечения сотрудников в деятельность по охране здоровья и обеспечения безопасности труда. Кроме того, ГОСТ 12.0.230-2007 установлено требование к работодателю по обеспечению создания, формирования и эффективного функционирования комитетов (комиссий) по охране труда, в том числе признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой (4.2.4).
Из сопоставления разделов «Планирование» следует, что структура раздела в ГОСТ 12.0.230-2007 отличается от структуры в OHSAS 18001:2007. При этом важным отличием является требование ГОСТ 12.0.230-2007 о необходимости начинать планирование с исходного анализа (4.7), который предусматривает определение базового уровня для последующего сравнения показателей системы. OHSAS 18001:2007 такого требования не содержит. Пунктом 4.7 ГОСТ 12.0.230-2007 устанавливаются дополнительные требования к проведению исходного анализа. Так например, исходный анализ должны проводить компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителем. В рамках анализа определяются, предусматриваются и оцениваются опасности и риски для безопасности и здоровья работников; определяется достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков; проводится анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников. Результаты исходного анализа подлежат документальному оформлению, являясь основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы охраны труда.
К отличиям относится требование OHSAS 18001:2007 к установлению целей по охране труда. «… Организация должна создать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии программу(ы) для достижения своих целей». Программа(ы) должна включать, как минимум, установление ответственности и полномочий для достижения целей соответствующими функциями и уровнями организации, а также средства для достижения целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей. Такие программы должны регулярно анализироваться через запланированные интервалы времени, и при необходимости в них должны вноситься поправки, чтобы обеспечить достижение целей.
К отличиям нового отечественного стандарта относится требование (п. 4.12) по проведению расследования возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, а также выявления любых недостатков в системе управления охраной труда организации, которые должны проводиться компетентными лицами при соответствующем участии работников и их представителей. В отличие от OHSAS 18001:2007 результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации. Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда организации руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию. В отличие от ГОСТ 12.0.230-2007, в OHSAS 18001:2007 содержится требование о том, что организация в соответствии с разработанными процедурами должна распространять информацию о результатах таких расследований. При этом расследование должно проходить в пределах установленных сроков (4.5.3.1).
Отличие требований ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 также состоит в том, что в ГОСТ 12.0.230-2007 не требуется, чтобы корректирующие или предупреждающие действия были проанализированы до их внедрения с помощью процесса оценки рисков, как этого требует OHSAS 18001:2007 (4.5.3.2).
В ГОСТ 12.0.230-2007 содержатся требования к отбору и утверждению проверяющих (аудиторов). В отличие от этого OHSAS 18001:2007 содержит требование о беспристрастности и объективности к персоналу, осуществляющему аудиты.
Требования к «Действиям по совершенствованию» ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 отличаются тем, что по сравнению с OHSAS 18001:2007 отечественный стандарт включает важный элемент – «Действия по совершенствованию». Для реализации данного элемента ГОСТ 12.0.230-2007 предусмотрен соответствующий раздел, включающий два подраздела «Предупреждающие и корректирующие действия» (4.15) и «Непрерывное совершенствование» (4.16), которые содержат требования по установлению и своевременному выполнению мероприятий по непрерывному совершенствованию элементов системы управления охраной труда и системы управления организацией в целом. В OHSAS 18001:2007 такого раздела нет. Подобные требования к постоянному совершенствованию частично содержатся в различных подпунктах, например, в разделе 4.6.
В ГОСТ 12.0.230-2007 содержатся более конкретные требования к анализу эффективности системы управления охраной труда высшим руководством. При анализе стандарт требует учитывать, в первую очередь, результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, а также документально фиксировать результаты анализа и официально доводить их до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер и комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
В заключение можно отметить, что модели систем управления охраной труда в организации, лежащие в основе этих документов, практически эквивалентны, между ГОСТ 12.0.230-2007 и OHSAS 18001:2007 не существует принципиальных различий, связанных с взаимоисключением основных элементов системы управления охраной труда в организации.
Существующая в организации система менеджмента здоровья и безопасности труда в соответствии с OHSAS 18001:2007 не препятствует при необходимости внедрения в организации системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007.
2.3 Сравнительный анализ ГОСТ 12.0.230-2007 и Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)
Руководство по системам управления охраной труда разработано Международной Организацией Труда (МОТ), имеет обозначение МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001). Руководство представляет собой практический инструмент содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.
Сравнительный анализ методом сопоставления основных элементов системы управления охраной труда не позволяет выявить заметных различий между этими документами. Это объясняется тем, что ГОСТ 12.0.230-2007 разработан на основе аутентичного перевода. Данные таблицы 3, в которой сопоставлены основные разделы этих двух документов, подтверждают это.
Таблица 3
Сопоставление основных разделов ГОСТ 12.0.230-2007 и МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)
ГОСТ 12.0.230-2007 МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)
Политика Политика
Организация Организация
Планирование и применение Планирование и осуществление
Оценка Оценка
Действия по совершенствованию Действия по совершенствованию
При издании стандарта в нем применена доработанная схема элементов структур систем управления охраной труда, содержащаяся в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001.
В содержании подпункта «d» пункта 4.16.1 ГОСТ 12.0.230-2007 («расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок/аудитов…») имеется неполное соответствие содержанию подпункта «г» пункта 3.16.1 Руководства МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 («расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов…»). В ГОСТ 12.0.230-2007 используются термины «несчастные случаи» и «профессиональные заболевания» вместо терминов «связанные с работой травмы», «ухудшение здоровья» и «болезни», приведенных в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001. Используемая в подпункте «d» пункта 4.16.1 не совсем точная трактовка не оказывает существенного влияния на реализацию элемента «Непрерывное совершенствование» при внедрении системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007.
Независимо от внедрения ГОСТ 12.0.230-2007 Руководство МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 может применяться в качестве практического инструмента при создании и внедрении в организации системы управления охраной труда.
3 Оценка перспектив применения в организациях отрасли электроэнергетики систем менеджмента на основе сопоставления требований ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.006-2002 и OHSAS 18001:2007
Вследствие практически полной эквивалентности модели систем управления охраной труда в организации, лежащей в основе ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.006-2002, а также OHSAS 18001:2007 при внедрении в организациях отрасли электроэнергетики систем управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230-2007 существующие СУОТ не потребуют коренной переработки. Проведенный сравнительный анализ указанных документов свидетельствует о необходимости дополнения документов существующих СУОТ путем включения в них требования об участии в функционировании системы работников и их представителей.
В документы СУОТ также должен быть введен раздел, посвященный реализации требований ГОСТ 12.0.230-2007 о «Непрерывном совершенствовании» (4.16), который содержит требования по установлению и своевременному выполнению мероприятий по непрерывному совершенствованию элементов системы управления охраной труда и системы управления организацией в целом. В этой связи необходимо также дополнение процедуры об исходном анализе системы определением базового уровня.
Действующая в организации система менеджмента здоровья и безопасности труда в соответствии с OHSAS 18001:2007 не препятствует внедрению в организации системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007. Организация может при необходимости дополнить процедуру для коммуникации, партнерства и консультирования положением об участии работников и их представителей.
Такое же дополнение необходимо ввести в процедуру расследования несчастных случаев и инцидентов.
Важным дополнением СУОТ является доработка процедур по сбору и анализу данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников. Возможно дополнение СУОТ отдельными документами по результатам текущего и реагирующего наблюдения.
Кроме того, для повышения достоверности идентификации опасностей и оценки рисков организации должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.
4 Рекомендации по определению структурных подразделений организации, ответственных за внедрение ГОСТ 12.0.230-2007
Для обеспечения успешного внедрения ГОСТ 12.0.230-2007 в организации рекомендуется издание приказа об организации работ по внедрению ГОСТ 12.0.230-2007.
При внедрении системы управления охраной труда организации в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 могут быть рекомендованы следующие действия.
Издается приказ об организации работ по подготовке к внедрению СУОТ в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007. В нем назначается ответственный из числа руководителей высшего звена. Назначенный руководитель поручает службе охраны труда сформировать распределение работ по внедрению СУОТ в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 согласно таблице 4.
Таблица 4
Распределение работ по внедрению СУОТ в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007
№
п/п №
пункта
ГОСТ Содержание требования
ГОСТ 12.0.230-2007 Фактическое состояние СУОТ Что необходимо сделать
(сроки) Структурное подразделение
(ответственный)
1 4.1
4.2 Политика Руководитель работ
2 4.3,
4.4,
4.5,
4.6 Организация Руководитель работ
Начальник подразделения
по охране труда
3 4.7,
4.8,
4.9,
4.10 Планирование Руководитель работ
Начальник подразделения
по охране труда
Начальник подразделения
по качеству
4 4.11,
4.12,
4.13,
4.14 Оценка Руководитель работ
Начальник подразделения
по охране труда
Руководитель комитета (комиссии) по охране труда
5 4.15,
4.16 Действия по совершенствованию Начальник подразделения
по охране труда
Начальник подразделения
по качеству
При этом руководитель группы должен организовать проведение регулярных консультаций на всех этапах работ.
5 Рекомендации работодателям электроэнергетики по внедрению
ГОСТ 12.0.230-2007 в организациях
Рекомендации для конкретной организации зависят от специфики ее деятельности, состояния и уровня готовности к проведению мероприятий по внедрению системы управления в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007. При этом наиболее важным является разработка работодателем стратегических целей в области охраны труда.
Целесообразно организацию работы по внедрению ГОСТ 12.0.230-2007 проводить поэтапно.
1 этап
На первом этапе необходимо провести стратегический анализ деятельности организации. В этом анализе необходимо выявить слабые и сильные стороны в деятельности, какие уже были приняты меры, направленные на улучшение состояния охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Определить состояние охраны труда в организации, основные результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д. Необходимо ознакомиться с результатами функционирования других систем управления (если таковые были внедрены), например, СМК (ИСО 9001) и СЭМ (ИСО 14001).
На этом этапе необходимо оценить сформулированную политику организации в области охраны труда. При этом необходимо учитывать, что стремления работодателя – результат обязательных требований законодательства, поскольку на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 206 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» стандарты в сфере безопасности труда, в т.ч. ГОСТ 12.0.230-2007, получили статус обязательных для применения.
На первом этапе рекомендуется разработать систему управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 без учета имеющихся в организации систем. После разработки СУОТ может быть оценена возможность разработки интегрированной системы управления в организации с учетом уже имеющихся систем.
2 этап
Исходя из сформулированной на 1 этапе цели, необходимо провести проверку фактического состояния охраны труда в организации.
Результаты этой работы необходимо оформить в виде таблицы, в которой в одной части помещают основные требования (наименование структурных разделов ГОСТ 12.0.230-2007), в другой – результаты, полученные в ходе проверки. Такой подход наглядно показывает, какие из элементов будущей системы имеются в организации из тех, что требуются ГОСТ 12.0.230-2007, и в каком состоянии каждый элемент находится (фактически). Таким образом поступают со всеми элементами системы управления охраной труда в организации. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации, что необходимо изменить, заменить или разработать заново. По существу, результаты проверки позволяют получить развернутый план работ по разработке и внедрению системы управления охраной труда в организации, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, что позволит оценить возможные затраты времени и ресурсов для получения конечного результата.
Для проведения проверки целесообразно привлечение специалистов, обладающих знаниями и опытом проведения проверок в организациях электроэнергетики.
Для получения достоверных данных организация должна определить политику этой проверки, а назначенные ответственные лица должны предварительно ознакомиться с программой проверки и с формой краткого и подробного отчета.
3 этап
Обучение специалистов организации по охране труда. Необходимость обучения работников и высших руководителей вытекает из требования ГОСТ 12.0.230-2007 к компетентности работников, и руководителей и специалистов.
4 этап
Разработка документов системы управления охраной труда организации должна производиться на основе результатов выполнения работ на первых трех этапах.
В комплект основных документов системы рекомендуется включать следующие (приведены условные названия документов):
1) Политика организации в области охраны труда;
2) Перечень нормативных правовых документов по охране труда, действие которых распространяется на организацию;
3) Положение о системе управления охраной труда (СУОТ);
4) Положение СУОТ. Распределение обязанностей, ответственности и полномочий;
5) Система документации СУОТ;
6) Процедура управления записями;
7) Документированная процедура «Идентификация опасностей, оценка и управление рисками»;
8) Стандарт организации «Выявление аварийных ситуаций и ликвидация их последствий»;
9) Документированная процедура «Проведение проверки СУОТ»;
10) Программа улучшения условий и охраны труда в организации;
11) Документированная процедура «Анализ высшим руководством организации функционирования СУОТ»;
12) Измененное положение о комитете (комиссии) по охране труда.
5 этап
Работы по внедрению системы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
издание приказа об организации введения в действие системы управления охраной труда;
утверждение политики организации в области охраны труда;
экспертиза документов системы и утверждение их;
проведение работ по идентификации опасностей на всех рабочих местах и оценка рисков; отражение результатов в Реестрах рисков подразделений; оценка рисков и формирование предложений к плану по управлению высокими и средними рисками в подразделениях;
выявление возможностей возникновения аварийных ситуаций и путей их предотвращения;
формирование целей и задач организации на основании целей и задач подразделений и учета политики организации;
разработка на основе результатов оценки рисков Программы улучшения условий и охраны труда в организации;
проведение инструктажа разработчиков системы управления охраной труда совместно со специалистами службы охраны труда;
проведение очередного медицинского осмотра работников в соответствии с действующими документами организации;
анализ порядка регистрации и записи данных о мероприятиях по охране труда, их полноты и результативности;
проведение проверки по прошествии приблизительно 1 года в соответствии с процедурой «Проведение проверки СУОТ» (внеочередные действия должны проводиться в соответствии с Руководством СУОТ. Результаты проверки утверждаются лицом, ответственным за проведение проверки СУОТ и передаются в комитет (комиссию) по охране труда для рассмотрения и согласования);
подготовка в соответствии с процедурой «Анализ высшим руководством организации» краткого отчета для рассмотрения СУОТ руководством, в котором даны предложения по определению базового уровня.
На основе рассмотрения материалов проверки и подготовленного отчета руководитель (работодатель) организации делает доклад на Совете по охране труда и промышленной безопасности (который рекомендуется создать при внедрении системы управления охраной труда в организации) о своих выводах и решениях на их основе. При необходимости проводится коррекция политики, целей и задач, программ по улучшению условий труда и профилактических мероприятий по оздоровлению (поддержанию состояния здоровья) работников.
Заключение
Новый ГОСТ 12.0.230-2007 является аутентичным переводом ILO-OSH 2001 и, в отличие от ГОСТ Р 12.0.006-2002, разработан без ориентирования на положения OHSAS 18001:2007.
Вступивший в силу с 1 июля 2009 года стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 позволяет реализовать рекомендации МОТ, предусматривающие большее участие в управлении охраной труда работников и их представителей.
В результате проведения сравнительного анализа можно сделать заключение о том, что внедрение системы управления охраны труда в соответствии с новым ГОСТ 12.0.230-2007 не потребует больших изменений действующих в организациях систем управления, построенных в соответствии с ГОСТ 12.0.006-2002 и OHSAS 18001:2007.
При необходимости СУОТ в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 может быть интегрирована с имеющимися с системами управления, выполненными на основе ИСО 9001 и ИСО 14001.
6. Рекомендуемый перечень основных документов системы управления охраной труда при внедрении организацией ГОСТ 12.0.230-2007
Приведенный ниже перечень включает основные документы, необходимые для выполнения работ по внедрению ГОСТ 12.0.230-2007. Перечень не является полным и может быть дополнен.
6.1 ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования».
6.2 «Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)».
6.3 OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования».
6.4 ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
6.5 ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
6.6 Постановление Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
6.7 СО 153-34.03.101-90 (РД 34.03.101-90) «Положение о системе управления охраной труда и техникой безопасности в Минэнерго СССР» /Утверждено Минэнерго СССР 26.06.84; Разработано ПО «Союзтехэнерго», Оргэнергострой. – М.: Информэнерго, 1984.– 94 с. 6.8 СО 34.03.123-98 (РД 34.03.123-98) «Методические рекомендации по организации и проведению обследования состояния охраны труда в подразделениях и организациях РАО «ЕЭС России» /Утверждено Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России»» 27.03.98; разработано СКТБ ВКТ Мосэнерго, Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России»; Срок действия установлен с 01.04.98. – М.: РАО «ЕЭС России», 1998.– 30 с. 6.9 СО 34.03.124-2001 (РД 153-34.0-03.124-2001) «Положение о системе управления промышленной безопасностью в РАО «ЕЭС России» /Утв. РАО «ЕЭС России» 01.08.2001.
6.10 СО 34.03.125-2002 (РД 153-34.0-03.125-2002) «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах РАО «ЕЭС России» /Утв. РАО «ЕЭС России» 08.04.2002; Разраб. ООО «Городской центр экспертиз», Департамент Ген. инспекции по эксплуатации по эксплуатации электрических станций и сетей, РАО «ЕЭС России»; Дата введения 2002-04-23.– М.: РАО «ЕЭС России», 2002.– 82 с.
6.11 ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
6.12 ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
6.13 ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
6.14 ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании».
6.15 ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по управлению экономикой качества».
6.16 ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 «Статистические методы. Руководство по применению».
_________________ Все, что хочется достичь, теряется в обыденности
|