Для установления признаков преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных должностному лицу органа ГПН, осуществившего проверку. Эти полномочия инспектора ГПН определены «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290; «Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (Приказ МЧС № 375, утвердивший данный регламент, является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, прошедшем регистрацию в Минюсте). Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению постановления Пленума Верховного Суда от 30.03.1990 могут быть действия, относящиеся к полномочиям другого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа. Признак "явного" нарушения означает очевидность, бесспорность выхода совершаемых действий за пределы собственных полномочий.
Поэтому в случае, если инспектор ГПН использовал КоАП для возбуждения административного дела с нарушением пункта 4 статьи 18 закона 294-ФЗ, который обязывает должностных лиц органа государственного пожарного надзора проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, только при предъявлении копии распоряжения о проверке и в определенном случае копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры – тогда в действиях такого инспектора ГПН усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий). Если же инспектор ГПН проверял выполнение требований ПУЭ (например, монтаж электроустановок, прокладку проводов и кабелей) и (или) ПТЭЭП (например, требовал предъявить ему акт замера сопротивления изоляции проводов, кабелей), то в его действиях присутствуют признаки уже "явного" состава преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ.
Дело в том, что в составе новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, совершенно отсутствует ранее действовавшее пресловутое положение пункта 57 ППБ 01-03, определявшее, что «Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике». Отсутствие в составе ППР РФ аналога пункта 57 ППБ 01-03 означает, что государственные инспектора по пожарному надзору теперь не имеют ни малейшей лазейки для проверки выполнения требований, содержащихся в «нормативных документов по электроэнергетике», например: в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), которые содержат требования технического характера, опосредованно связанные с пожарной безопасностью. Таким образом, подтверждается определение, изложенное в Письме МЧС РФ от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП», а именно: «должностные лица ГПН при даче предписаний о выполнении обязательных требований пожарной безопасности не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов». Нарушение этих требований, конечно же, может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение установлена статьей 9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 указанного Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора. Отметим, что данное письмо играло важную роль в рамках действия ППБ 01-03 вместе с его пресловутым пунктом 57. Теперь же, в связи с отменой ППБ 01-03, роль данного письма исчерпана.
Дело в том, что дублирование надзорной деятельности в России запрещено не письмом, а статьей 15 Федерального закона «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в которой установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица. При этом часть 5 статьи 3 указанного Федерального закона № 294-ФЗ основным принципом защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) признает «недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами».
Последний раз редактировалось ler Вт фев 05, 2013 7:46 pm, всего редактировалось 1 раз.
|