вот такое заключение я, как эксперт, подготовил по данному проекту в Минэкономразвития России.
насколько мне известно МЭРТ получило не одну такую "похвальную граммоту" и в итоге "забыло" опубликовать свое итоговое заключение на сайте, а проект в тихушку таки утвердили
заметил такую тенденцию - на сайте перестали публиковать заключения по наиболее негативным проектам.
1. Способствует ли действующая аттестация рабочих мест по условиям труда достижению целей создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников?
3. Содержит ли действующий Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда неточности, позволяющие двусмысленно толковать те или иные его положения, имеются ли противоречия или пробелы, препятствующие или могущие воспрепятствовать исполнению возложенных обязанностей участниками регулируемых отношений?
По нашему мнению текущая система аттестации рабочих мест (далее - АРМ) не способствует достижению заявленных ею целей. АРМ введена как универсальная система оценки условий труда и обязывает к ее проведению всех без исключения работодателей (за исключением физлиц, не являющихся ПБЮЛ). При этом в большинстве своем организации просто игнорируют данное требование, как и многие другие положения действующего законодательства, если они не носят какого-либо рационального характера (в данном случае речь не идет о меркантильном интересе со стороны хозяйствующих субъектов).
Также необходимо отметить, что исходя из установленных сроков аттестации (раз в пять лет) и с учетом невозможности, что очевидно, фиксации условий труда во времени и пространстве на указанный срок результаты аттестации довольно быстро «морально» устаревают.
Так, к примеру, при проведении аттестации был заявлен один инструмент, используемый в работе, завтра, после ее проведения и утверждения результатов используется уже другой (нежели тот, который был указан в протоколе оценки травмобезопасности). В этом случае, согласно Порядку проведения аттестации, формально следует проводить каждый раз переаттестацию, что, разумеется, исходя из абсурдности ситуации, в итоге не осуществляется и по прежнему используют результаты последней аттестации.
Кроме того, в ходе проведения аттестации относительно реально выявить вредные факторы лишь там, где имеются более-менее формализованные методики измерений и оценки (например, гигиеническая оценка и факторы загрязненности атмосферы рабочего места, при наличии научно обоснованных ПДК).
На сегодня невозможно дать реальную оценку травмобезопасности, поскольку для полноценной оценки следует очень хорошо знать конкретное производство и его риски. Однако таких методик не существует и аттестующие организации, представленные в лучшем случае врачами-гигиенистами, не имеют должной подготовки и руководствуются порой лишь первичными представлениями о производственном процессе.
Особо вызывает нарекания оценка и таких факторов как тяжесть и напряженность труда, что связано не только с тяжестью переносимых объектов работниками, но и занимаемой ими позой, ее неизменностью в течении определенного времени, что может явиться основанием для назначения компенсации за вредность производства инженеру-конструктору уже только за сам факт нахождения преимущественно большей части рабочего дня стоя возле чертежной доски.
Как итог изложенного, можно говорить, что на сегодняшний день АРМ носит крайне поверхностный характер и не может в полной мере дать реальную оценку условиям труда. Полноценная же оценка рабочих мест потребует значительных временных процедур и финансовых затрат. Спрашивается, какой толк от оценки качества обеспеченности СИЗ, если в рамках стандартной аттестации не проводятся и не могут проводиться никакие исследования текущего реального состояния всех СИЗ на предприятии? Какова ценность результатам такой аттестации, если при оценке во главу берется лишь количественный критерий и наличие сертификата соответствия?
Одновременно следует сказать также о порой абсурдных ситуациях, которые возникают при проведении АРМ в отсутствии справедливых критериев оценки. Так, в нашем случае по результатам аттестации 95% рабочих мест на мини НПЗ был присвоен класс вредности 3.1. или 3.2. Первоначальные наши предположения о вредности выбросов (которых нет), как о причине данной оценки, не оправдались. Как выяснилось при рассмотрении результатов, представленных аттестующей организацией, в подавляющем большинстве вредность была определена по одному лишь фактору (и при отсутствии химической загрязненности) – излишней пульсации (яркости) освещения и излучения, исходящего от используемых на рабочих местах операторов технологического оборудования ПК (несмотря на то, что ПК проходили в свое время сертификацию). На основании указанных данных наша организация формально по законодательству обязана теперь предоставлять компенсации работникам одинаково, как если бы они были заняты действительно на вредном производстве (например, в плавильном цеху).
Очевидно, что такая «уравниловка» с лицами, занятыми на реально вредном производстве также не способствует социальной справедливости и не вызывает понимания у последних, ведет к неизбежным внутри коллективным конфликтам.