Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной
«Основные направления государственной политики в области саморегулирования» на II Всероссийском форуме СРО «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития», г. Москва, 10 февраля 2012 г.
Площадка Форума «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» предоставляет возможность в широком кругу обсудить достижения саморегулируемых организаций, перспективы развития и имеющиеся проблемы, а также очертить круг первоочередных задач для дальнейшего совершенствования государственной политики в этом направлении. Саморегулирование - институт, который дает в перспективе возможности минимизировать контрольно-надзорные функции государства в отраслях, сделать контроль более эффективным и менее обременительным. Другой важный аспект СРО - ориентированность на потребителя. Саморегулируемые организации должны не только задавать условия допуска на рынок, но и задавать повышенные стандарты качества в отрасли. Очень важным является развитие добровольных СРО, это своего рода индикатор готовности бизнеса к самоорганизации и принятию на себя ответственности, самостоятельной выработке требований к качеству и гарантий соблюдения этих стандартов перед потребителем. Количество добровольных СРО за последний год увеличилось на треть, и это не может не радовать. Сейчас, разрабатывая госполитику в отношении саморегулирования, мы видим перед собой две первостепенные задачи. Первая - скорректировать ситуацию с СРО в обязательных отраслях, избавить организации от несвойственных им функций и привести отраслевые закона в соответствие с базой законов об СРО. Вторая - обеспечить условия для развития института СРО, дать достаточную свободу, особенно это важно для «добровольного» саморегулирования. Перед тем, как говорить о нашей работе, я бы хотела сказать несколько слов о темпах развития института саморегулирования. В настоящее время в Российской Федерации СРО зарегистрировано 894 организации, из них 651 относится к тем отраслям, в которых членство в СРО - обязательное условие допуска на рынок. Отрасли-лидеры: строительство (442 организации) и энергетический аудит (130 СРО). Но при этом - и это положительная тенденция, - быстро растет число «добровольных» СРО, зарегистрированных в соответствии с «базовым» законом «О саморегулируемых организациях». Сейчас их уже 237. Высокие темпы развития института требуют от нас повышенного внимания. активного развития отраслевых систем саморегулирования, высоких темпов роста численности саморегулируемых организаций. Это, безусловно, требует от государства повышенного внимания. Мы работаем над совершенствованием самих институциональных основ саморегулирования. Первоочередным шагом на этом пути мы считаем подготовку пакета поправок в федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Базовый закон о СРО установил возможность принятия специальных отраслевых законов, предусматривающих применение механизмов «обязательного» саморегулирования в отдельных сферах. Он задумывался как «рамочный» закон, закрепляющий общие для всех СРО положения, при этом, особенности функционирования СРО в конкретных секторах экономики должны были бы определяться «отраслевыми» законами. Сегодня эта логика искажена и, фактически, законодательство допускает возможность назвать саморегулируемой организацией структуру, не имеющую практически ничего общего с СРО, описанной в «базовом» законе. Вместо реального исполнения функций по регулированию рынка «неправильные» СРО начинают играть роль «прослойки», лишь формально отвечающей за допуск хозяйствующих субъектов на рынок или в профессию. Это мешает развитию СРО, недостатки отдельных отраслевых систем влияют на весь институт саморегулирования в целом. Базовые принципы функционирования саморегулируемых организаций должны быть едины вне зависимости от отрасли. И это мы обязательно должны обеспечить на уровне законодательства в самое ближайшее время. Разрабатываемые нами поправки должны закрепить спектр особенностей, которые действительно обоснованы и необходимы для эффективного функционирования СРО в разных отраслях. Одновременно мы считаем необходимым обеспечить в законе должное соотношение прав и обязанностей саморегулируемых организаций. Необходимо сбалансировать состав требований таким образом, чтобы с одной стороны дать СРО, особенно в «добровольных» секторах, необходимую для развития свободу, а с другой - обеспечить ответственность организаций за результаты своей работы и работы своих членов.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|