ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права
По итогам рассмотрения, представленного в рамках проводимых Минэкономразвития России публичных консультаций, в целях оценки регулирующего воздействия, проекта нормативного правового акта были выявлены в нем следующие положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Проект НПА носит явно общий и неконкретный характер, подавляющее большинство положений уже имеется в ТК РФ. Очевидно, что его подготовка продиктована необходимостью выполнения плана подготовки нормативных правовых актов, определяющих особенности проведения ряда надзорных мероприятий, имеющих особенности в сравнении с общим порядком, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ. Как известно, часть надзорных мероприятий было пролоббировано рядом ведомств якобы под предлогом того, что они имеют определенные особенности по сравнению с общим порядком установленном указанным законом. Однако, по факту, как показывает практика, мы получили лишь крайне общие положения о видах тех или иных надзорах, где в крайней общих чертах излагаются надзорные мероприятия. Собственно особенностей надзора там и не видно. Ответственными ведомствами и в частности Роструд и Минсоцздравразвития России не проанализирована спорная практика взаимоотношений при проверках. Например, тот факт, кто посещение поднадзорных объектов может производиться инспекторами Роструда практически круглосуточно и только при предъявлении служебного удостоверения, что предусмотрено одной из международных конвенций и входит в противоречие с тем же законом № 294-ФЗ (и отдает приоритет за актом международного характера). Далее, вызывает каждый раз обеспокоенность предел такого надзора, его дублирование иными вилами надзора. Так надзор за безопасными условиями труда может как известно осуществляться в силу законодательства иными ведомствами, так например, Ростехнадзором. Однако закон № 294-ФЗ запрещает дублирующий контроль. Кроме того, пределы надзорных мероприятий – конкретный состав документации, объекты посещения - действующее законодательство и проект никак ре регулируют этот вопрос. Более того, проект содержит лишь общие отсылки к будущим административным регламентам, которые должны быть приняты. Как итог, данный проект не конкретизирован и позволяет с учетом предоставленных ТК РФ практически неограниченных полномочий инспекторам выдвигать под видом надзорных мероприятий самые различные требования. Наше мнение – данное положение в той его форме, которое оно представлено, избыточно в действующей системе НПА (положение – ни о чем!). С учетом изложенного, предлагается отказаться от представленного проекта и концепции, с учетом уже имеющихся общих начал осуществления надзора за трудовым законодательством, изложенных в ТК РФ. И сформировать в качестве контрольных разделов по надзору в конкретных правилах охраны труда, перечень которых на сегодняшний день безгранично велик и требует сам по себе пересмотра и актуализации. Либо же данный подход, чтобы представляется более целесообразным, может быть реализован в административных регламентах по надзору за охраной труда, например, в горнорудной отрасли и т.п. Где бы, более предметно излагались мероприятия по надзору в этой отрасли, требование о представлении отчетности и документации. В совокупности с переработанными ПОТ такие регламенты стали были единой системой нормативного регулирования в области охраны труда. Одновременно, в таких регламентах, возможно, было бы исключить дублирование видов надзора со стороны различных госорганов, прямо закрепив в административном регламенте надзорный орган. В противном случае, с принятием предлагаемого проекта, мы получим еще один малопродуктивный – по факту нерабочий правовой акт, коих в настоящее время принято немало и по воду чего Президент России Д.А. Медведев высказался, что «законов то у нас хватает, но они попросту не работают!»
Начальник юридического отдела ООО «СМ-Вест» Р.И. Клодчик
22.01.2012
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|