Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» ввел новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности, которое могло быть назначено исключительно судом. Это наказание было призвано заменить разрозненную систему внесудебного порядка запрета деятельности, когда проверяющие органы могли в любое время приостановить деятельность предприятия на срок до 6 месяцев. Все основания приостановления деятельности хозяйствующих субъектов, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, были кодифицированы в рамках административного законодательства. В настоящее время нормами Закона № 171-ФЗ нивелированы достигнутые результаты в системе назначения административного наказания в виде временного запрета деятельности хозяйствующих субъектов, а также внесена излишняя карательность в сферу административного права. Нормы Закона № 171-ФЗ неоправданно увеличивают административное давление на бизнес, максимально широко расширяя дискреционные полномочия Ростехнадзора. Весьма показательным является тот факт, что четкие и понятные условия назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в КоАП РФ и отраслевом законодательстве в настоящее время не определены. По мнению Минэкономразвития России в тех случаях, когда четкий механизм применения санкций (условия и основания принятия решения) определен быть не может, а последствия таких решений связаны с существенным ущемлением интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решения всегда должен принимать суд. Кроме того существенно изменился порядок применения временного запрета деятельности в целях назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Ограничение срока временного запрета деятельности (не должен был превышать 5 суток), предусмотренное частью 1 статьи 27.17 КоАП РФ, с 1 января 2011 г. не действует. Так, частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ предусмотрено, что временный запрет деятельности устанавливается на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (этот момент определен статьей 31.1 КоАП РФ) и исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (часть 2 статьи 27.17 КоАП РФ). Таким образом, временный запрет деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и действует в течение всего срока, установленного для обжалования постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ) или для обжалования решения по жалобе, протесту (часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ). Если указанное постановление было обжаловано или опротестовано, то временный запрет деятельности действует в течение всего срока рассмотрения жалоб или протестов. В связи с изложенным, стоит отметить, что временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу действует все время, пока длится производство по делу, включая время рассмотрения дела, а также время рассмотрения жалоб или протестов на постановление по делу до принятия окончательного решения по жалобе, протесту, не подлежащего обжалованию. Срок действия временного запрета деятельности нормами КоАП РФ не конкретизирован количеством дней (суток, месяцев). Нормы КоАП РФ устанавливают только срок рассмотрения дел об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности. Такое дело, в соответствии с частью 5 статьи 29.6 КоАП РФ, должно быть рассмотрено судом не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Несмотря на установление такого срока, рассмотрение дела судом зачастую превышает 5 суток. Фактически срок действия временного запрета деятельности соотносится с продолжительностью рассмотрения дела судом, которое может продолжаться неопределенное время, значительно превышающее 5 суток. Кроме того, по результатам рассмотрения дела суд не всегда назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, даже если при производстве по данному делу применен временный запрет деятельности.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|