10.2. Направление акта проверки по почте В правоприменительной практике встречаются случаи, когда проверка фактически может быть проведена без ведома и в отсутствие при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (например, при проведении внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ не требуется предварительного уведомления о проведении проверки). Нарушение требования закона, о том, что проверка должна проводиться в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя не является в соответствии со статьей 20 грубым нарушением закона. По указанной причине органы по контролю пренебрегают этим требованием, и проверки часто проводятся без уполномоченного представителя проверяемого лица. И, наконец, акт проверки, исходя из статьи 16 Закона № 294-ФЗ, не обязательно представлять лично, а можно направить по почте. В результате на практике имеют место случаи, когда предприниматели узнают о проведенной в отношении них проверки и о выявленных нарушениях уже постфактум. Формальное отсутствие оснований для признания проведенной проверки недействительной в подобных случаях препятствует судебной защите нарушенных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Апеллирование к ненадлежащему представлению акта проверки также не влечет признание результатов такой проверки недействительным. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2010 г. по делу № А15-349/2010 Как видно из материалов дела, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан (далее – инспекция) провела внеплановую выездную проверку ООО «Лукойл-Ростовэнерго» (далее – общество), в ходе которой установила нарушение обществом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, а именно: несоблюдение нормативного уровня обеспечения теплоносителя в жилом помещении по адресу: г. Махачкала, пр. Петра I, д. 59 «з». Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 30 декабря 2009 г. и протоколе об административном правонарушении от 30 декабря 2009 г. № 002113. Постановлением от 28 января 2010 г. № 41 инспекция привлекла общество к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде 10 тыс. рублей штрафа. Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд. Как видно из материалов дела и установлено судом, проверка проведена в отношении общества на основании заявления, поступившего от жильцов дома об отсутствии центрального отопления. В соответствии пунктом 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ в указанном случае уведомления о проведении проверки не требуется. Проверка была также проведена в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ невручение копии распоряжения под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений и проведение проверки в отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица не относятся к числу грубых нарушений. Также обществу не был вручен непосредственно после завершения проверки акт проверки. Однако согласно части 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ, в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В данном случае акт, составленный в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, направлен обществу заказным письмом с уведомлением о вручении и обществом получен, о чем свидетельствует почтовое уведомление. Таким образом, суд сделал вывод о том, что инспекцией при проведении проверки не допущены нарушения требований Закона № 294-ФЗ. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2010 г. по делу № А15-303/2010, решении Верховного Суда УР от 20 декабря 2010 г. по делу № 7-288. Правоприменительная практика основывается на нормах закона. При этом какие-либо положения, приводящие к противоположным выводам, в законе отсутствуют, в связи с чем не требуется уточнения Закона № 294-ФЗ.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|