4. Проведение внеплановой проверки в отсутствии предусмотренных законом оснований 4.1. Проведение внеплановой проверки по заявлению самого проверяемого лицаВ соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ список оснований для проведения внеплановой проверки закрыт. Так, основанием для проведения внеплановой проверки является: 138 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о различных нарушениях; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В некоторых случаях, проведение мероприятий по контролю необходимо самому проверяемому лицу в целях получения соответствующего разрешительного документа. Проведение проверки по заявлению самого юридического лица, индивидуального предпринимателя формально является незаконным в силу отсутствия такого основания. Кроме того, описанная ситуация может быть осложнена тем, что в ходе такой проверки права предпринимателя могут быть нарушены или в отношении него могут быть применены санкции в связи с выявленными нарушениями, не взирая на то, что проверка была проведена по его инициативе. ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что на такие проверки вообще не распространяются требования Закона № 294-ФЗ. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. по делу № А28-13335/2009 Как следует из материалов дела, ООО «Добро пожаловать» обратилось в Отдел государственного пожарного надзора Первомайского района города Кирова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - Отдел) с заявлением от 10 июня 2009 г. о проведении обследования обособленного торгового объекта (кафе на 32 посадочных места), расположенного по адресу: город Киров, улица Береговая, 5, с целью выдачи заключения для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Начальник Отдела издал распоряжение от 24 июня 2009 г. № 235 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; в качестве правового основания 139 проведения проверки сослался на пункт 2 (а) части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По результатам проверки составлен акт от 29 июня 2009 г. № 235. Исполняющий обязанности прокурора Кировской области счел, что распоряжение Отдела от 24 июня 2009 г. № 235 и действия по проверке объекта торговли не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО «Добро пожаловать» в сфере предпринимательской деятельности, и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суд в решении указал следующее. Подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области № 405-ЗО предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заключение специально уполномоченных государственных органов о соответствии торговых и складских помещений обособленного торгового объекта организации санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ, обследованию подлежат уже используемые для осуществления предпринимательской деятельности объекты, а не объекты, где предполагается осуществление лицензируемого вида деятельности после получения соответствующей лицензии. В случае если внеплановое мероприятие по надзору осуществляется по инициативе соискателя лицензии, к таким проверкам следует предъявлять требования специальных нормативных правовых актов. В данном случае требования Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517. 140 Суд указал, что отношения по установлению соответствия проверяемого объекта требованиям, соблюдение которых обязательно для получения лицензии, не регулируются Законом № 294-ФЗ, при отсутствии иного законодательного регулирования обследование такого объекта осуществляется в порядке, установленном в подзаконном нормативном правовом акте. Материалы дела свидетельствуют, что Отдел провел внеплановую проверку торгового объекта на основании письменного обращения ООО «Добро пожаловать» с целью получения им заключения, необходимого для выдачи лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. То обстоятельство, что в распоряжении по проведении проверки в качестве основания проведения проверки содержится ссылка на пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, не свидетельствует об осуществлении Отделом мероприятий по государственному контролю (надзору), относящихся к сфере действия названного закона. С учетом изложенного доводы Прокурора о нарушении Отделом при проведении проверки положений Закона № 294-ФЗ, по мнению суда, являются несостоятельными.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|