Отражение правил о порядке уведомления о предстоящей проверке в судебной практике
В качестве дополнительного довода в поддержку высказанной позиции Минэкономразвития России в Письме ссылается на правоприменительную практику, в том числе судебную (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 по делу N А12-22144/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу N А29-1421/2010). Упомянутые в Письме судебные акты устанавливают правовое регулирование в неоднозначных ситуациях, когда применение правил о порядке уведомления о проведении плановой проверки органами государственного или муниципального контроля (надзора) неочевидно. Согласно этим судебным актам нормы Закона N 294-ФЗ о порядке уведомления о предстоящей плановой проверке распространяются также и на специально выделенные виды государственного контроля (надзора), в отношении которых могут устанавливаться особенные правила проведения проверок или к которым положения данного Закона по формальным признакам вовсе не должны применяться. Так, в ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ закреплено, что в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, но лишь в части, касающейся: - вида проверок; - предмета проверок; - оснований проведения проверок, - сроков и периодичности проведения проверок; - уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок; - согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Такое специальное регулирование может устанавливаться, в частности, в отношении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, лицензионного контроля, контроля (надзора) в сфере миграции, в сфере рекламы, в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, федерального государственного пожарного надзора, строительного надзора, надзора за деятельностью некоммерческих организаций и т.д. Однако в судебных актах отмечается, что Закон N 294-ФЗ не позволяет устанавливать какие-либо особенности в отношении порядка уведомления о проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора) в области указанных видов деятельности (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 по делу N А12-22144/2009). Также в судебных актах отмечается, что на сферы деятельности, в отношении которых указанный Закон не применяется в части порядка проведения и организации проверок (ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), правило о порядке уведомления о проведении плановых проверок не распространяется лишь в том случае, если вид проводимой проверки полностью соответствует указанному в списке исключений. Так, государственный контроль за соблюдением санитарного законодательства, проводимый в рамках проверок в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, не может быть отнесен к государственному контролю, имеющему налоговую и финансовую составляющие, с тем, чтобы исключить применение положений Закона N 294-ФЗ о порядке уведомления о проведении плановой проверки (см., к примеру, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 по делу N А29-1421/2010). Однако такая судебная практика является, скорее, исключением из общего правила. К примеру, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1130/10 указывалось на то, что государственный контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции имеют в числе прочего налоговую и финансовую составляющие, в связи с чем положения Закона N 294-ФЗ не могут применяться к таким проверкам (см. также Постановления ФАС Центрального округа от 02.11.2010 N А48-4505/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2011 по делу N А43-6759/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2011 по делу N А32-9784/2010). Налоговая и финансовая составляющие мероприятий по таким проверкам усматривались арбитражными судами в осуществлении контроля "за ведением государственной отчетности и уплатой налогов и сборов через обязательную маркировку продукции федеральными специальными и акцизными марками", что понималось как "защита экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции", в целях "повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области". В судебной практике также отмечается, что неправильное указание юридического адреса организации в плане проведения контрольных мероприятий не влечет незаконность приказа и не свидетельствует о необоснованном назначении проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.06.2010 по делу N А25-1872/2009). Интересно отметить, что ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" вообще не содержал нормы о том, что результаты проверки органами государственного или муниципального контроля (надзора), полученные с грубыми нарушениями, не могут использоваться в качестве доказательств.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|