Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 установлено, что оценка опасности продукции для человека и среды обитания определяется по итогам рассмотрения документов, представляемых изготовителем (поставщиком) продукции, а также результатов исследований (испытаний) и экспертиз, проводимых в случае необходимости органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, и экспертами. Проведение исследований (испытаний) и экспертиз осуществляется на договорной основе. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657, также установлено, что экспертизы (санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок), необходимые для государственной регистрации, осуществляются федеральными государственными учреждениями - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке (пункт 1.4). Из приведенных правовых норм следует, что проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, необходимые для государственной регистрации, вправе любая организация, аккредитованная в установленном порядке, иных ограничений для предоставления такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено (пункт 1.4). Не предусмотрено каких-либо иных ограничений и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", действие которого распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 1). Оспариваемая заявителем правовая норма, в соответствии с которой оказывать платные услуги вправе только федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, необоснованно сужает круг субъектов, имеющих право на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, противоречит вышеприведенным законоположениям в части, распространяющейся на оказание услуг по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок, и ограничивает право аккредитованных в установленном порядке организаций осуществлять этот вид деятельности. Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Ссылки представителей Правительства Российской Федерации на статью 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемое Постановление принято до принятия Закона, а статьей 9 данного Закона Правительство Российской Федерации наделено правом утверждать перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, и устанавливать размер платы за оказание услуг (части 1, 3), право устанавливать круг лиц (организаций), участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, Правительству Российской Федерации не предоставлено. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление некоммерческой организации Частное учреждение "Научно-исследовательский институт биоцидов и нанобиотехнологий" удовлетворить частично. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг", в части, исключающей возможность для организаций, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывать платные услуги по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А.ЕМЫШЕВА
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|