3. Следует четко провести различие между техническими и нетехническими НПА, в т.ч. по форме, запретив называть последние ГОСТ, сводами правил, стандартами организаций и т.д. Надзорные органы порой ссылаются на такие документы при проведении проверок, при том, что далеко не все из них имеются в открытом и свободном доступе. В качестве такого примера можно привести Инструкцию по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, утв. приказом МПР России от 01.03.2011 № 112, где по тексту упоминаются ГОСТ как нормативное основание для требований. Структура и наименование нетехнических документов должны быть максимально унифицированы, понятийный аппарат выверен – у каждого вида должна быть своя сфера применения и закреплены на нормативном уровне, по конкретным ведомствам. Например, не вызывает двусмысленности в понимании НПА «инструкция», однако существуют и рабочие документы (РД), а также ряд других специфических нетехнических НПА, с довольно экзотическими названиями, но, по сути, являющиеся инструкциями, т.е. НПА, определяющим последовательность организации и осуществления деятельности. Все это снизит риск путаницы, и будет способствовать лучшему восприятию таких НПА правоприменителями. Проект указанной структуры нетехнических НПА можно также вынести на ОРВ. Мы предлагаем пойти еще на более радикальный шаг, что решит саму проблему унификации в наименовании нетехнических НПА. Принимая во внимание, что в основном все нетехнические НПА направлены на обеспечение безопасности в означенных в запросе сферах, их перечень определился за годы, обозначить все нетехнические НПА как – Стандарт безопасности (СБ) (например, Стандарт безопасности труда, Стандарт промышленной безопасности, Стандарт санитарной безопасности и т.д.) и Нормативы безопасности (НБ), в тех случаях когда нормируются конкретные показатели безопасности, имеющие меры измерения (например, Нормативы санитарной безопасности производственных помещений или Нормативы содержания вредных веществ в сбросах в водные объекты). 4. Также необходимо максимально исключить возможность издания разными ведомствами нетехнических НПА в одной области (сфере) регулирования (например, вопросы охраны труда или промышленной безопасности), что позволит избежать в принципе конкуренции между ведомственными актами и противоречий. Так, например, в сфере строительства вопросы пожарной безопасности регулируются СНиП, НПБ, ППБ и правилами промышленной безопасности, а также различными ГОСТ и ГОСТ Р. Между указанными актами нередко наблюдается противоречие и как минимум дублирование. Складывается конкуренция среди нетехнических НПА, что не способствует полноценному уяснению правовых норм, пониманию их иерархии. Здесь возможно прибегнуть к определению в качестве издающего НПА госоргана лишь одного из них, все прочие могут выступать лишь с инициативой издания НПА, либо внесения в него изменений. В качестве примера можно привести инициативу Мисоцздравразвития России по наведению порядка в сфере НПА, регулирующих вопросы охраны труда и отраженную в Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. постановлением Правительства России от 27.10.2010 № 1160. Указанное постановление, с одной стороны определяет единый порядок издания НПА (Минсоцздравразвития России), содержащих требования по охране труда. издания закрепившим четкую систему НПА в этой области.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|