19 октября состоялось заседание Правления Некоммерческого партнерства «ОПОРА». Основной темой обсуждения на мероприятии стало участие малого и среднего предпринимательского сообщества в реализации направления государственной политики, связанного с институтом оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
В обсуждении этого вопроса также принял участие директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Алексей Херсонцев.
Участниками дискуссии со стороны ОПОРЫ выступили вице-президенты Владислав Корочкин, Александр Бречалов, Евгений Аркуша, Юрий Песоцкий, Александр Иоффе, члены Президиума НП Ирина Алехина, Валерий Малиновский, Михаил Мамута, Антонина Цицулина, Сергей Шпилько и другие представители руководства НП «ОПОРА».
Открывая заседание, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов напомнил о поставленной руководством страны цели - вовлечь к 2020 году в сферу предпринимательской деятельности 60–70% работающего населения России. В связи с этим Президент ОПОРЫ РОССИИ рассказал о новом проекте ОПОРЫ РОССИИ - форсайт-проекте «Дорожная карта - 2020», предполагающем масштабное исследование малого бизнеса. Также С. Борисов отметил предложения АНО «ОПОРА-Дружба» по проведению комплекса мер, содействующих «цивилизованному приходу квалифицированных мигрантов на российский рынок». В числе инициатив - создание мультинационального портала, посвященного вопросам миграционной политики нашей страны.
Центральную тему обсуждения - институт оценки регулирующего воздействия - глава ОПОРЫ охарактеризовал как «долгожданное для бизнеса направление».
По мнению вице-президента организации по административной реформе и техническому регулированию Владислава Корочкина, ОРВ – это инструмент, с помощью которого бизнес-сообщество может косвенно оказывать влияние на принимаемые нормативно-правовые акты, способные повлиять на деятельность предприятий. Вице-президент ОПОРЫ отметил несколько важных аспектов ОРВ. По его словам, во-первых, впервые конституировано понятие цели нормативно-правового акта. Во-вторых, «впервые создан стабильно действующий и обязательный для исполнения механизм оценки соответствия цели». Такими целями названы основополагающие принципы правового регулирования и соответствие программным документам, в том числе поручениям Президента и Правительства. В-третьих, заключение об оценке регулирующего воздействия приравнивается к отзыву Министерства экономического развития и, соответственно, отсутствие ОРВ влечет те же последствия, что и отсутствие отзыва Минэкономразвития: например, отказ в регистрации ведомственного НПА в Министерстве юстиции. «Введение процедуры оценки регулирующего воздействия поставило серьезный барьер на пути ведомственного нормотворчества», - считает В. Корочкин. К минусам этого направления он отнес временную ограниченность характера тематики ОРВ, но выразил надежду, что со временем сфера охвата процедуры будет расширена. «Если мы хотим влиять, то мы должны не просто написать, нравится нам документ или не нравится, - мы должны провести оценку по определенной методике. Форма этой методики утверждена на последнем заседании Правительственной комиссии по административной реформе», - напомнил предприниматель.
«В процедуре ОРВ очень важно наладить обратную связь», - подчеркнул, в свою очередь, глава профильного Департамента Минэкономразвития Алексей Херсонцев. Он подробно рассказал о том, как проводится оценка нормативно-правовых актов с точки зрения их возможного влияния на бизнес. По словам главы профильного подразделения МЭР, департамент рассматривает документы, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и принимаются ими самостоятельно либо вносятся в Правительство РФ, только если эти документы затрагивают три сферы: организацию и осуществление государственного контроля (надзора); установление и применение требований к продукции и связанным с ними процессами, а также к безопасности процессов производства; оценку соответствия.
«Смысл института ОРВ состоит в том, что это формальная процедура, которая сопровождает конкретный набор документов. Если она будет признана успешной, то в перспективе возможно расширение предметной области ОРВ», - ответил представитель Минэкономразвития на пожелание В. Корочкина.
Работа Департамента оценки регулирующего воздействия делится на две стадии: предварительная оценка нормативно-правовых актов и углубленная, включающая проведение публичных консультаций. Заключение готовится в течение 30 дней. Существуют критерии, по которым определяется, что документ не требует углубленной оценки - в таком случае Департамент уведомляет разработчика о том, что документ не содержит новых положений, которые могли бы негативно сказаться на предпринимательской деятельности. Тем не менее, по словам А. Херсонцева, значительное число документов углубленную оценку проходят. Направляемые на этот этап документы публикуются на сайте Минэкономразвития - в разделе департамента ОРВ. «Руководство Министерства придает большое значение именно этой части работы, поскольку она позволяет бизнес-сообществу понимать, какие новые нормы находятся на стадии обсуждения», - подчеркнул глава департамента.
Что касается вопроса об обратной связи, Алексей Херсонцев отметил заинтересованность департамента в максимально конкретной информации о потенциальных издержках бизнеса в случае принятия того или иного НПА. В связи с этим представитель Минэкономразвития призвал бизнес-сообщество активнее включаться в эту работу, отметив, что Департамент приветствует мнения как организаций бизнеса, так и отдельных предпринимателей.
Еще одним важным вопросом заседания стало обсуждение концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. С докладом по этой теме выступил глава профильного направления в организации Владислав Корочкин.
Вице-президент ОПОРЫ подчеркнул, что закон об аккредитации коснется всех видов бизнеса без исключения.
«ОПОРА поддерживает создание Единого органа по аккредитации, но с некоторыми оговорками. Предполагается, что этот орган будет определять, кого, как, на что и по каким схемам аккредитовывать. Отсюда следует, что все, что написано в концепции, отразится в тексте федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации», а это можно повернуть как в плюс, так и в минус для бизнеса. Можно создать новый рынок, а можно этот рынок монополизировать», - указал на варианты развития ситуации В. Корочкин. По его мнению, есть три существенных момента в вопросе создания единого органа по аккредитации. Оценка и официальное признание компетентности не должны стать разновидностью лицензирования. Намерение жестко формализовать и привязать к единому органу систему не только обязательной, но и добровольной сертификации должно быть пресечено. И отдельного внимания, по словам главы комитета ОПОРЫ по техническому регулированию и сертификации сегодня заслуживает неясность с отсутствием в тексте закона об аккредитации в РФ норм о том «кто, на каких основаниях и в рамках каких процедур будет аккредитовывать сам орган аккредитации».
В заключение заседания был рассмотрен ряд организационных вопросов, касающихся включения в состав Некоммерческого партнерства новых членов и исключения членов-ассоциаций, прекративших свою деятельность, а также о текущих проблемах, перспективах развития организации и плане основных мероприятий организации на ноябрь 2010г. – июнь 2011г.
|