На нашем предприятии с еще «советских» времен действовала Система управления охраной труда, нормативной основой для внедрения которой являлось «Положение об организации работы по охране труда для предприятий и орга-низаций радиопромышленности, промышленности средств связи и электронной промышленности» утвержденное в 1978 г., моделью управления.
В 2004 году данная Система была скорректирована с учетом требований ГОСТ ССБТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и внедрена в действие СТП ИСКМ 460420.053 –2004 «Система управления охраной труда. Управление охраной труда на предприятии».
Внедрение новой СУОТ имело положительное значение, выраженное в снижении количества и тяжести нечастных случаев на предприятии (6 случаев в 2004 году, 2 случая в 2005 году, 2 случая в 2006 году, ноль случаев за 1 полугодие 2007 года) и существенном улучшении управления вопросами охраны труда на предприятии (созданием определенных процедур управления и мер корректи-рующего воздействия.)
Основным недостатком данной СУОТ было то, что она не охватывала все вопросы безопасности труда, регламентируемые смежными нормативно-пра-вовыми актами в этой области (промышленная безопасность, пожарная безопас-ность, санитарно-эпидемиологическое благополучие), что вызывало определенные трудности в управлении, идентификации опасных и вредных факторов и произ-водственных рисков, а также трудности правильного учета на уровне предприятия затрат на обеспечение безопасности труда.
Недостаточна эффективность действующей СУОТ была выявлена при управлении условиями (гигиеной) труда.
Недостатком СУОТ являлись также определенные противоречия с норма-тивными документами органов государственного надзора и контроля и, в связи с этим, их претензии к предприятию. Примеры:
1) В соответствии с ПБ 03-317-02 «Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют производственный контроль, явля-ющийся частью системы управления промышленной безопасностью».
До 2006 года данное требования было «формальным» (наличие системы управления промышленной безопасностью не контролировалось), но с 1 ноября 2006 г РОСТЕХНАДЗОРОМ введено РД-13-01-2006, которое предусматривает при проведении проверок контроль нормативно-методического и организационно-технического обеспечения промышленной безопасности.
2) В соответствии с ППБ 01-03 «Руководители организации на своих объ-ектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотв-ращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений».
В настоящий момент система пожарной безопасности надлежащим образом не регламентирована (только отдельные мероприятия).
Комплексная проверка ГОСПОЖНАДЗОРОМ в марте-апреле 2007 г. выявила
острую необходимость в наличии системы пожарной безопасности.
3) В соответствии с ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополу
чии населения» «Юридические лица обязаны осуществлять санитарно-профи-лактические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфек-ционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда».
В настоящий момент система санитарно-профилактических мероприятий надлежащим образом не регламентирована, что уже было отражено в предписании по результатам комплексной проверки Роспотребнадзора в марте 2007 года.
Действующая СУОТ не соответствовала требованиям международного стан-дарта OHSAS 18001-1999 «Системы менеджмента профессиональной безопас-ности и здоровья. Требования» по многим критериям (отсутствие ряда докумен-тированных процедур, Политики, идентификации производственных рисков, методов преодоления формализма в безопасности труда и др.).
Стандарт OHSAS 18001 в области управления профессиональной безопасностью и здоровьем:
- является международно признанным и системоопределяющим, таким же, как международные стандарты ИСО серии 9000 (системы менеджмента качества);
- построен по тем же принципам, что и системы менеджмента качества;
- предполагает интеграцию в общую систему управления предприятием;
- определяет управление всеми возможными производственными рисками, в т.ч. в области охраны труда (несчастные случаи и профзаболевания) промыш-ленная безопасность (аварии), пожарная безопасность (пожары), санитарно-эпиде-миологическое благополучие (инциденты и производственно - обусловленная заболеваемость).
Наше предприятие, как поставщик продукции для иностранного потребителя, заинтересовано в том, чтобы системы управления менеджмента качества, системы менеджмента охраны окружающей среды (ИСО 14000) и системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья соответствовали международным стандартам.
В связи с вышеуказанными причинами в июне 2007 года руководством принято решение о подготовке к внедрению на предприятии Системы управ-ления безопасностью и гигиеной труда и утверждена «ПОЛИТИКА ФГУП В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА». Пункт о внедрении и функционировании данной Системы включен в проект нового Коллективного Договора.
Выбор названия Системы обусловлен тем, что в Российском законодательстве термины «профессиональная безопасность» и «профессиональное здоровье» соот-ветствуют терминам «безопасность труда» и «гигиена труда», а также статьей 37 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на труд в усло-виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
Конституция РФ является документом наивысшего юридического статуса, поэтому соответствие создаваемой в целях реализации ст. 37 Системы управления безопасностью и гигиеной труда требованиям различных надзорных органов (установленных в нормативных документах более низкого юридического статуса)
может быть с очевидностью доказана.
Внедрение системы управления безопасностью и гигиеной труда позволит:
- обеспечить интеграцию СУБГТ в существующую систему управления предприятием;
- привести СУБГТ в соответствие с современными требованиями российских и международных стандартов по системам качества и системам в области охраны труда и промышленной безопасности;
- обеспечить привлекательность организации для инвесторов, демонстрируя систему управления безопасностью и гигиеной труда, соответствующую мировым стандартам;
- снизить внеплановые экономические потери, возникающие в результате аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- повысить уровень социального партнерства и создать здоровый социальный климат в организации, обеспечить вовлечение всего персонала в работу системы;
- повысить конкурентоспособность и улучшить имидж компании.
Основные этапы внедрения системы управления безопасностью и гигиеной труда на предприятии:
1. Аудит ранее действующей системы управления области в профессиональ-ной безопасности и здоровья (СУОТ) специализированной организацией, выяв-ление ее положительных и отрицательных характеристик; разработка по резуль-татам Аудита мероприятий по устранению недостатков, несоответствий, противо-речий и рекомендаций по внедрению СУБГТ.
Срок – до конца 2007 г.
2. Подготовка и утверждение основных стандартов СУБГТ.
Срок – 2 кв. 2008 г.
3. Комплексная идентификация и анализ производственных рисков; разра-ботка единой программы действий по их минимизации.
Срок – 2008 г.
4. Реализация процедур СУБГТ, анализ результативности внедрения, под-готовка к сертификации СУБГТ на соответствие требованиям международного стандарта OHSAS 18001-.
Срок – 2008 г.
5. Проведение сертификации по OHSAS 18001.
Срок – 2009 г.
Далее -
«ПОЛИТИКА ...» В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗО-ПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА» (отдельным текстом).
В заключение необходимо отметить, что при внедрении СУБГТ возрастает роль руководителей подразделений по обеспечению безопасности и гигиены труда персонала этих подразделений.
Выполнение ими функций по обеспечению безопасности и гигиены труда не является какой-то досадной необходимостью, какой-либо отдельной работой, но их прямыми должностными обязанностями.
Только ясно выраженное лидерство, авторитет и активная позиция в сфере принятия решений руководителей структурного подразделения обеспечит эффек-тивность СУБГТ.
Меры воздействия к руководителям, не исполняющим свои обязанности, а также исполняющими их формально будут более жесткими (для выявления фор-мализма в СУБГТ предусмотрены специальные процедуры, такие, как анке-тирование персонала и др.). Например, за неисполнение приказов в сфере обеспечения безопасности и гигиены труда – корректировка премий до 50 %.
|