ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющие угрозу причинения вреда окружающей среде
По итогам рассмотрения, представленного в рамках проводимых Минэкономразвития России публичных консультаций, в целях оценки регулирующего воздействия, нормативного правового акта нами были выявлены в нем следующие положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Проведенный в пояснительной записке к проекту ответственным ведомством анализ НПА показал, что в законодательстве в настоящее время присутствует одновременно несколько определений состояний вреда окружающей среде, угрозы его причинения: - «информация о возникновении угрозы причинения или причинения вреда животным, растениям, окружающей среде» (ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), - «непосредственная угроза причинения вреда животным, растениям, окружающей среде или такой вред причинен» (ст. 17 того же закона), - «причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды» (ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), - «угроза причинения существенного вреда или причинение существенного вреда окружающей среде» (Уголовный кодекс Российской Федерации). Из пояснительной записки следует, что целью проекта является исключение на практике при осуществлении государственного экологического надзора оснований для проведения необоснованных внеплановых проверок и принятия решений о приостановлении в административном порядке деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Между тем ч. 6 и 7 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается издание Правительством Российской Федерации нормативно-правового акта, устанавливающего перечень нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, без деления таких нарушений на существенные и несущественные. Тем более, что не совсем ясен до конца смысл установления такого перечня самим законом, на что особо просим обратить Ваше внимание. Если рассматривать данный перечень в целях определения наказания, то порядок назначения наказания (с учетом характера правонарушения) определены в соответствующих кодифицированных актах. Установление же такого перечня в целях осуществления государственного экологического надзора представляется не ясным - каким образом такой перечень может повлиять на его осуществление? В данном случае, перед разработкой, представленного к ОРВ проекта правого акта, следовало прежде уточнить этот момент, возможно даже через поправки в сам закон, поскольку издание подобных перечней носит для текущей системы правового регулирования прецедентный характер. Нарушения логически вытекают из предписаний и запретов НПА в области охраны окружающей среды, а также представлены в кодифицированных актах (КоАП РФ, УК РФ). Кроме того, установление вышеуказанного перечня в целях назначения административного приостановления деятельности не соответствует КоАП РФ, т.к. издание акта Правительства РФ в указанных целях не предусматривается. Степень существенности вреда для окружающей среды определяется судом и очевидно может зависеть от совокупности конкретных условий, иными словами носит оценочный характер. Тем более, что сама логика изложения перечня нарушений, выделения из них существенных, также представляется довольно спорной. Например, перечень «обычных нарушений» крайне узок, в то время как к «существенным», почему то, отнесены, так или иначе, представляется, практически все возможные нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации. Аналогичным образом можно высказаться относительно попытки достижения целей регулирования, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), который не предусматривает непосредственно издание каких-либо перечней. Приостановление деятельности, как это следует из закона, осуществляется в порядке, предусмотренном административным законодательством (см. выше).
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|