Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона № 494290-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях упорядочения обращения с медицинскими отходами», внесенный членами Совета Федерации Н.П. Чуркиным, А.Т. Васьковым, депутатами Государственной Думы М.Н. Гасановым, М.Ч. Залихановым, С.А. Марковым, С.Ю. Осадчим, В.Е. Шудеговым
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 494290-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях упорядочения обращения с медицинскими отходами» (далее – проект закона), внесенный членами Совета Федерации Н.П. Чуркиным, А.Т. Васьковым, депутатами Государственной Думы М.Н. Гасановым, М.Ч. Залихановым, С.А. Марковым, С.Ю. Осадчим, В.Е. Шудеговым.
Согласно пояснительной записке к проекту закона основной целью разработки проекта закона является ликвидация разрыва между европейскими и российскими подходами к обезвреживанию медицинских отходов. Предметом его регулирования является упорядочение деятельности в области обращения с медицинскими отходами в целях снижения их санитарно-эпидемиологической опасности для населения и окружающей среды. Анализируя опыт Европейского союза (далее – ЕС) в части регулирования обращения с медицинскими отходами следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, категория утилизации собственно «медицинских отходов» в документах ЕС не используется, поскольку медицинские отходы могут включать разные виды отходов, порядок утилизации которых регламентируется в различных документах ЕС. Упомянутая в пояснительной записке Директива ЕС носит общий характер и ее действие распространяется на широкий круг отходов, включая отходы нефтепродуктов, биологические отходы и другие отходы. «Медицинские отходы» в числе перечисленных в данной директиве ЕС не указаны. Во-вторых, правовые акты ЕС, регламентирующие вопросы заключения договоров поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, не предусматривают возложение на сторону - исполнителя (поставщика) каких-либо дополнительных обязанностей по утилизации отходов и в том числе медицинских отходов. Согласно правовым актам ЕС условия заключаемых контрактов по утилизации отходов определяются органом, уполномоченным осуществлять закупки для государственных нужд, и подобные обязательства могут предусматриваться в конкретных договорах, заключаемых от имени государства с поставщиком (исполнителем). Таким образом, цели проекта закона в целом соответствуют направлениям развития европейского законодательства, однако избранные способы, формы и средства их достижения отличаются от подходов, принятых в европейском праве. Сфера применения проекта закона ограничивается только регулированием порядка сбора, утилизации или обезвреживания расходных материалов медицинского назначения. При этом ни проектом закона, ни Положением, ни действующем законодательством Российской Федерации не определяется понятие и перечень категории «расходные материалы медицинского назначения», а также понятие указанных процессов, что затрудняет четкое понимание предмета регулирования проекта закона. Также следует особо отметить несогласованность положений внутри проекта закона. Так, статьей 2 проекта закона предлагается отнести к лицензируемым деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов, что не соответствует вышеуказанным положениям проекта закона. Проектом закона предлагается в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) внести изменения, в части закрепления права заказчика, уполномоченного органа по установлению участникам размещения заказа требования о наличии системы по осуществлению сбора, утилизации или обезвреживания расходных материалов медицинского назначения, реализуемой участником размещения заказа самостоятельно либо на основании договоров с лицензированной организацией, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, необходимые для сбора, утилизации или обезвреживания расходных материалов медицинского назначения, а также предусматривающие введение дополнительных требований к участникам размещения заказа и расширения перечня случаев, согласно которым заказчику предоставляется право заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. Отмечаем, что указанное положение представляется не вполне определенным, поскольку неясно: что имеется в виду под «системой по осуществлению сбора, утилизации или обезвреживания расходных материалов медицинского назначения»; о каких договорах с «лицензированной организацией» идет речь, а также о договорах с иными лицами (не имеющими лицензию).
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|