ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда
По итогам рассмотрения, представленного в рамках проводимых Минэкономразвития России публичных консультаций, в целях оценки регулирующего воздействия, проекта нормативного правового акта были выявлены в нем следующие положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 1. В первую очередь следует отметить концептуальные противоречие действующему законодательству самой идее осуществления государственной экспертизы условий труда в текущей ее форме. Фактически, за некоторым исключением, речь идет о дублировании надзора (контроля) за деятельностью организаций и предпринимателей в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с той лишь разницей, что по итогам экспертизы не составляются акты проверок и виновные лица не привлекаются к ответственности в установленном порядке. Однако материалы экспертизы могут впоследствии послужить основанием для проведения полноценной проверки либо же достаточным основанием для оформления дела о нарушении и привлечении к ответственности должностных лиц. При этом требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на проведение государственной экспертизы по условиям труда. Порядок же экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве во многом перекликается с порядок расследования несчастных случаев на производстве и также фактически дублирует его. Не ясен также до конца смысл проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест. По сути, речь идет о повторной АРМ, что чревато для работодателей как минимум производственными (временными издержками). Представляется целесообразным рассмотрение в рамках такой экспертизы лишь отдельных вопросов, вызвавших споры, разногласия сторон. Либо же, что будет более правильным, по-нашему мнению, и в связи с тем, что состав документации при проведении экспертизы качества АРМ и предоставляемых работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда перекликается, ограничиться проведением экспертизы только последнего. Документальное же и точное оформление процесса АРМ не столь важно в целях соблюдения прав работников на получение соответствующих компенсаций и льгот. Об экспертизе в чистом виде можно говорить лишь в случае проведения таковой в отношении проектной документации на здания (сооружения) и оборудование (новые технологии). Но таковые, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) и представленному проекту, проводятся соответственно в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством и законодательством о техническом регулировании. В последнем случае следует заметить, что проект Порядка противоречит в этой части ТК РФ, т.к. для случаев технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий кодексом предусмотрен общий порядок проведения экспертизы. В Проекте же для технического переоснащения предусмотрен порядок, установленный градостроительным законодательством (хотя градостроительное законодательство не регулирует этот вопрос, если только он не связан с реконструкцией капитальных объектов), а для случаев производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий делается отсылка к порядку, установленному законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Однако все же в целом институт государственной экспертизы условий труда, изложенный в ТК РФ, требует пересмотра и терминологического уточнения, т.к. проект Порядка, вступая в противоречие с ТК РФ, все же более соответствует действующему законодательству, чем сам ТК РФ. Следует исключить из предмета ведения государственной экспертизы условий труда по ТК РФ экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, поскольку, как это отмечено было выше, оценка требованиям охраны труда составляет предмет экспертизы и оценки иных отраслей законодательства и осуществляется в ином порядке, здесь не следует смешивать разные понятия. Оценка же проектов технического переоснащения производственных объектов на предмет соответствия требованиям охраны труда возможна лишь в тех случаях, когда требуется разработка таких проектов в силу положений законодательства и при этом одновременно не проводится и оценка соблюдения указанных требований. Например, проект технического перевооружения опасных промышленных объектов оценивается как раз как с позиции требований промышленной безопасности, так и охраны труда, безопасности ведения технологических процессов. И, кроме того, указанное понятие требует также терминологического уточнения, т.к. в законодательстве более применим термин – технологическое перевооружение.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|