Росс, специально для Вас.Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 года N 727-О-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданки С.В.Рябовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2005 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30 сентября 2005 года, гражданке С.В.Рябовой было отказано в иске о признании незаконным и отмене акта о расследовании не связанного с производством тяжелого несчастного случая с ее мужем - гражданином С.Д.Рябовым, работником ЗАО "Строймонтажизоляция", находившимся в служебной командировке в городе Нефтекумске, и о компенсации морального вреда со ссылкой на то, что указанный несчастный случай, повлекший смерть С.Д.Рябова, не связан с производством, поскольку произошел во внерабочее время и не при выполнении работ, а во время отдыха в гостинице; при этом причиной, его вызвавшей, явился бытовой конфликт пострадавшего с другим лицом. В удовлетворении надзорных жалоб Верховным Судом Российской Федерации заявительнице также отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.В.Рябова оспаривает конституционность статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации о несчастных случаях на производстве, подлежащих расследованию и учету. По мнению заявительницы, положения данной статьи, как исключающие возможность отнесения несчастного случая, происшедшего с находящимся в служебной командировке работником во время его отдыха в гостинице, к страховому случаю, не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.В.Рябовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 7-П определение социальных страховых рисков, с которыми Конституция Российской Федерации связывает реализацию гражданами права на социальное обеспечение, относится к полномочиям законодателя, устанавливающего в рамках вводимого им специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов социального обеспечения, включая обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работника, а в случае его смерти - лишившейся кормильца семьи (статья 39, части 1 и 2; статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
В настоящее время правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на основании норм Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Трудового кодекса Российской Федерации (глава 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда"). При этом в качестве общего основания, которое влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по данному виду страхования, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" называет страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица, происшедший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (абзац девятый статьи 3 и пункт 1 статьи 7); сам же несчастный случай определяется как событие, в результате которого застрахованный получил при исполнении обязанностей по трудовому договору увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности либо смерть (абзац десятый статьи 3).
Исходя из природы и целей страхования от несчастных случаев на производстве, федеральный законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, установил в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие, в частности, с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (часть первая), и определил перечень условий отнесения названных в данной статье событий к подлежащим расследованию несчастным случаям (части третья и четвертая).
Сама по себе оспариваемая заявительницей норма, уточняющая понятие несчастного случая, направлена на установление порядка его расследования и конституционных прав граждан не затрагивает, а ее жалоба, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть признана допустимой.
Оспаривая конституционность статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, заявительница фактически ставит вопрос о расширении закрепленного в ней названного перечня условий, разрешение которого является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Светланы Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Вот смотрите. Я специально жирным выделила. Конституционный суд в мотивировочной части определения прямо говорит о том, что содержание ст. 227 ТК РФ направлено не на КВАЛИФИКАЦИЮ несчастных случаев, а на УТОЧНЕНИЕ понятия и определение ПОРЯДКА их расследования. Я уже задавала каверзный вопрос: каким документом определяется понятие "несчастный случай на производстве" и каково назначение этого понятия. Конституционный суд весьма толково это разъяснил. Так что, для того, чтобы определить, нужно ли расследовать несчастный случай смотрим в ст. 227 ТК РФ, а для того,чтобы правильно его квалифицировать: в третью статью 125-ФЗ.
В других решениях Конституционного суда тоже есть аналогичные правовые позиции, но везде одно и тоже. Несчастный случай на производстве - это то, что названо 125-ФЗ. Понятия "несчастный случай на производстве" Трудовой кодекс не дает, потому что это понятие введено именно для целей социального страхования. Само по себе оно в трудовом праве не работает.
И еще. Речь ведь идет о ТРУДОВОМ законодательстве. Заметте себе: ни о гражданском, ни о корпоративном, ни об административном, ни об уголовном. Трудовое право - это законодательство о труде и об охране труда. Поэтому несчастным случаем на производстве признается все, что будет связано именно с исполнением ТРУДОВЫХ обязанностей. Это так же очевидно, как, например то, что граждане, призванные на военные сборы подпадают под действие закона "О военной службе и статусе военнослужащих". Следовательно, не будет ТРУДОВЫХ обязанностей - не будет трудового законодательства и такого института права как Расследование несчастных случаев. Поэтому основное в этом деле часть 1 ст. 227 ТК РФ. Нет трудовых обязанностей либо исполнения задания работодателя - несчастный случай никогда не станет связанным с производством. Смотрите также ст. 229.2 ТК РФ: на основании собранных материалов расследования комиссия.... определяет были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности". Насчет трудовых отношений так это см. ст. 15 ТК РФ, ну а производственная деятельность - это ст. 209 ТК РФ. Снова смотрите, опять привязка к исполнению обязанностей по трудовому договору или действию в интересах работодателя.
Нет мне нужды весь кодекс переписывать, чтобы разъяснить то, что в нем прямо прописано. Перечитайте на досуге.
|