Рассмотрев Проект изменений в Порядок аттестации рабочих мест, специалисты ЦСПЛ пришли к следующему выводу:
1) С вводом этого документа лаборатория лишается возможности выполнять работы по аттестации рабочих мест в ОАО «ДРСК», т.к. «аттестующая организация должна быть независима по отношению к работодателю, у которого проводится аттестация рабочих мест».
Считаем, что в больших электросетевых (энергетических) Компаниях (Обществах, организациях) этого делать нельзя, т.к. нет таких сторонних лабораторий, специалисты которых смогли бы за короткий срок (от полугода до года) разобраться в специфике работы таких организаций, имеющих численность персонала в несколько сотен, а иногда и тысяч человек.
При разбросанности электросетевых подразделений Дальнего Востока на сотни километров процесс аттестации РМ станет для сторонних лабораторий долгим, почти непрерывным, они просто не «потянут» такие объемы. А если и «потянут», то затраты Компаний (Обществ) на аттестацию РМ возрастут многократно, поскольку пойдут накрутки на командировочные расходы, затраты на размещение специалистов сторонних лабораторий в гостиницах, на перелеты (переезды; доставку их до электросетевых участков, до которых общественный транспорт вообще не ходит; для примера – в большинстве населенных пунктов Дальнего Востока вообще отсутствуют какие-либо гостиницы, «точки питания» и т.д.).
Нужно сделать обязательным для аттестующей организации лишь получение Заключения государственной экспертизы условий труда по итогам аттестации. В случае появления сомнений в достоверности полученных результатов, их всегда можно перепроверить, поручив проведение замеров любой независимой аккредитованной лаборатории.
2) При работе с новыми Гигиеническими критериями необходимо будет покупать новую версию программы «Труд-эксперт», которая используется для обработки данных.
3) Изменилось подразделение на классы условий труда (появился 0 класс (оптимальные условия труда), 1 класс (допустимые условия труда), 2 класс (тяжелые условия труда) и 3 класс (вредные условия труда), 4 класс (опасные условия труда). Считаем это правильным, т.к. давно существуют документы (Постановление № 162, № 163 Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда….»), которые подразумевали именно такую оценку.
4) По таким Гигиеническим критериям проводить аттестацию будет проще, но ничего хорошего для работников это не сулит:
- повышена норма шума до 80 дБА. Теперь можно легко оценить условия труда работников на непостоянных рабочих местах (раньше было несколько значений ПДУ; например, рабочее место мастера: в кабинете ПДУ-60 дБА, в цехе – 80 дБА.) В связи с этим на рабочих местах большинства водителей, инженерно-технических работников условия труда станут допустимыми;
- не оценивается микроклимат на открытой территории. Считаем это допустимым, если выполняются требования к режиму работ и работники обеспечены средствами индивидуальной защиты;
- при оценке световой среды не оценивается коэффициент пульсации. На данный момент на 80% рабочих мест коэффициент пульсации превышает норму. Не всегда удается уменьшить его до допустимых величин. Теперь получается, что нет показателя – нет проблем! Класс условий труда по параметрам световой среды становится допустимым;
- при оценке неионизирующих полей и излучений убран показатель оценки электромагнитных полей на рабочем месте пользователя ПЭВМ. Как правило, около 50% рабочих мест по этому показателю были оценены классом 3.1 (вредный 1-й степени). С введением новых Гигиенических критериев условия труда станут допустимыми;
- не оценивается аэроионный состав воздуха. Спрашивается, зачем было вводить СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» и МУК 4.3.1675-03 «Общие требования к проведению контроля аэроионного состава воздуха»? Большинство лабораторий приобрели приборы для оценки аэроионного состава воздуха. Но сама процедура проведения замеров длительная и, конечно, лабораториям проще согласиться, что этот показатель лучше не измерять;
- при оценке напряженности трудового процесса из 22 показателей осталось 3. Как определяется общая оценка условий труда по напряженности трудового процесса из документа не ясно. Но при таком подходе класс условий труда по напряженности трудового процесса, за редким исключением, будет оценен как допустимый.
Все это позволит сократить время на проведение замеров и их обработку. Не нужно будет покупать, а затем поверять и ремонтировать целый ряд приборов. А главное это позволит, ничего не делая, «улучшить условия труда». Не нужно внедрять «План мероприятий по улучшению условий труда» (экранировать проводку, менять систему освещения, вводить регламентированные перерывы и т.д.).
Этим документом мы крайне удивлены. Куда смотрят профсоюзы?
_________________ ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!
|