Проект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности»
По итогам рассмотрения, представленного в рамках проводимых Минэкономразвития России публичных консультаций, в целях оценки регулирующего воздействия, нормативного правового акта нами были выявлены в нем следующие положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности. Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе надзора в области промышленной безопасности. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что уже противоречит положениям Закона № 294-ФЗ, на что прежде хотели бы обратить Ваше внимание. Тем не менее, следует отметить, что основные особенности федерального промышленного надзора нашли свое отражение непосредственно в ст. 16 Закона № 116-ФЗ. Представленный в рамках проводимых публичных консультаций проект во многом просто цитирует положения Закона № 116-ФЗ, а потому не несет в себе какой-либо практической пользы в организации и осуществлении промышленного надзора. Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение промышленного надзора, возможно, было указать в одном их административных регламентов. При этом, проект вопреки Закону 116-ФЗ допускает необоснованное расширение полномочий должностных лиц, отсутствие конкретизации. Так, п.п. «з» п. 11 допускается осуществлять «иные полномочия, предусмотренные законодательством» (аналогично в п. 15), что в условиях крайне высокой степени коррумпированности в рядах Ростехнадзора чревато конфликтными ситуациями. Очевидно, что проект постановления должен был детально расписать полномочия сотрудников Ростехнадзора при осуществлении промышленного надзора, с учетом особенностей надзора в тех или иных отраслях промышленности (надзор за нефтехимическими производствами, надзор за объектами газообеспечения и т.д.). В настоящее время продолжают действовать ряд подзаконных нормативных актов, изданных в свое время Ростехнадзором (Госгортехнадзором), определяющих особенности проведения проверок по видам надзора. Указанные акты отчасти давно уже морально устарели, что и могло бы явиться поводом к их пересмотру и объединению в единый документ на уровне акта Правительства РФ. Тем более, что Ростехнадзор с учетом изменений в законодательстве, более не уполномочен самостоятельно определять порядок проведения проверок на поднадзорных объектах. Указанное, соответствует и антикоррупционной направленности нормотворческой деятельности последнего времени. В проекте также могли быть отражены вопросы взаимодействия между надзорным органом и проверяемым лицом по вопросу формы обмена документацией (зачастую техническая документация составляет целые тома), конкретизации (исходя из накопленного опыта проведения проверок) состава рассматриваемой документации. В проекте могло быть уделено внимание регламенту проведения фото и видеосъемок на объектах. А, кроме того, пределам посещения объектов (следует заметить, что опасным производственным объектом является часто не в целом все предприятие, а лишь отдельные его участки – цеха, хранилища и т.п.), т.к. зачастую инспектора необоснованно вмешиваются и указывают на состояние объектов, не включенных в ОПО, но территориально расположенных рядом. Также не лишним было бы более детально указать на те нарушения – состояние объектов и прочего оговоренного, что трактовалось бы как грубое нарушение требований промышленной опасности и вело бы к неминуемой остановке производства. На сегодняшний же день последнее носит крайне неопределенный характер, и даже суды не желают разбираться насколько существенно то или иное нарушение, предпочитая предприятие «закрыть на всякий случай». Следовало бы также указать на конкретные меры, принимаемые инспекторским составом при остановке производства (как фиксируется те или иные виды оборудования). Следовало более детально расписать порядок ознакомления с материалами проверки, т.к. этот момент упущен даже в Законе № 294-ФЗ. В итоге на практике надзорный орган не дает представить какие-либо пояснения (возражения), а сразу переходит к привлечению лиц к ответственности. В п.п. «д» п. 12 проекта говорится о возможности запроса необходимой информации субъектами проверяемых лиц. Однако, очевидно, что в отсутствие определенности категории и состава такой информации нельзя исключить конфликтных ситуаций. Вышеперечисленное не является исчерпывающими пожеланиями к тому, что можно и нужно было бы отразить в проекте. Резюмируя изложенное, хотели бы еще раз обратить внимание, что принятие проекта лишь увеличит и без того громадное число принятых НПА, которые по выражению Президента РФ «не работают».
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|