Таким образом, производственный контроль, являющийся элементом Системы управления промышленной безопасности, следует рассматривать как один из процессов системы.
Основной характеристикой любой системы управления является включение в неё цикла PDCA, также известного как Цикла Деминга. Данная модель рассматривает управление как повторяющийся цикл, начиная с этапа «планирования» (P), за которым следует «исполнение» (D) запланированного, после чего выполняется контроль и «проверка» (C) результативности исполненного. Далее проводятся корректирующие действия и окончательное «внедрение» (A). Посредством этой модели достигается постоянное улучшение. Цикл PDCA применим для всех процессов. Схема процесса организации и осуществления производственного контроля на основе Цикла Деминга приведена на рисунке 2 .
Ещё одним обязательным условием создания эффективных систем управления является вовлеченность в этот процесс и лидерство высшего руководства. Как правило, корпоративное управление организации, достигшее высокого уровня, состоит не из раздельных систем менеджмента качества, экологии, охраны труда или социальной ответственности, а интегрирует их в единое целое и связывает с коммерческим и финансовым развитием. В основном над внедрением систем управления промышленной безопасностью и охраной труда работают организации, прошедшие этап внедрения систем управления качеством или разрабатывающие интегрированные системы. Соответственно и эффективность производственного контроля в таких организациях достаточно высокая. В тех случаях, когда руководители пренебрежительно относятся к своей ответственности как лидеров, происходит более активное вмешательство государства для обеспечения требований безопасности.
Однако вмешательство государства не может решить проблемы отдельных людей. Как правило, проверки соответствия охраны труда и промышленной безопасности установленным требованиям со стороны государственных органов проводятся не часто и недостаточно глубоко. Обеспечение безопасности через лидерство руководителя является гораздо более продуктивным, экономически целесообразным и гораздо более успешным, нежели обеспечение безопасности вследствие вмешательства государственных органов.
Часто руководители организаций сознательно игнорируют требования законодательства, ошибочно полагая, что их выполнение требует привлечения значительных ресурсов. На наш взгляд, этому способствует незнание нормативных правовых актов, а встречающиеся в документах противоречия ещё больше усугубляют мнение руководителя о невозможности выполнения требований.
Например, при разработке Положения о ПК, помимо РД 04-355-00, необходимо учесть требования территориальных органов Ростехнадзора и отдельных нормативных документов. Так, Приказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от 14.06.2007 № 238 «Об основных требованиях к «Положению о производственном контроле» предписывает изложить в Положении о ПК 14 обязательных разделов, включая: организацию расследования и учета несчастных случаев, аварий и инцидентов, обучение, аттестацию и т.д. «Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами» (РД 10-34-93), с Изменением № 1 (РДИ 10-406(34)-01), требует изложить в Положении о производственном контроле функции лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
В итоге, Положение о ПК, разрабатываемое с учетом всех требований Ростехнадзора, имеет очень большой объём и регламентирует не порядок осуществления производственного контроля, а напоминает Руководство несформированной Системы управления промышленной безопасностью. При отсутствии у специалистов организации опыта в разработке Систем, требования Положения о ПК оказываются не конкретны, логически не связаны, часто несут декларативный характер. Отсутствие в организациях процесса распределения ответственности и полномочий окончательно делают Положение о ПК невыполнимым. Тем не менее опыт большого числа предприятий свидетельствуют о возможности повышения эффективности производственного контроля, при выполнении следующих правил:
1. Определить объекты контроля; правильно провести идентификацию опасных производственных объектов с детализацией до технологического узла, единицы технического устройства, здания, сооружения;
2. Идентифицировать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
3. Проанализировать структурную схему и действующую на предприятии систему делопроизводства;
4. Определить процессы, влияющие на конечный результат, и связи между процессами;
5. Назначить ответственных лиц и определить их полномочия, в соответствии с выполняемыми функциями;
6. Разработать формы ведения записей (в том числе: предписаний, отчетов, анализов, мероприятий), порядок их ведения, движения и хранения; 7. Составить график проверок и типовую программу проверки (проверочный лист выполнения требований промышленной безопасности).
В результате такого комплексного и системного подхода предприятие не только значительно экономит средства, но и получает исчерпывающую информацию о состоянии дел на своих объектах, а также готовые рекомендации по обеспечению безопасности. Безопасности, которая не только оберегает, но и, в конечном счете, приносит прибыль.
Журнал Берг-коллегия №4(67) 2010 г.
www.berg-kollegia.ruРазмещено: 17.09.2010 07:21:33