В пику ленивым - обзор арбитражной практики по лицензии с ОГ на ж.д.т. :
Цитата:
Вопрос: ООО на основании лицензии осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Данная деятельность не является для общества основной. По истечении срока действия лицензии, не продлив ее, ООО продолжило осуществлять указанную деятельность. На этом основании оно было привлечено к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Правомерно ли это?
Ответ: Да, привлечение ООО к административной ответственности правомерно. Однако по данному вопросу существует и другая позиция.
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В силу пп. 70 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
По вопросу осуществления указанного вида деятельности в судебной практике встречается две позиции.
В соответствии с первой позицией требование иметь лицензию на осуществление такой деятельности распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых она является основной. Однако указанная деятельность может осуществляться в качестве неотъемлемой части (элемента) производственно-технологического процесса основной деятельности. Например, такая деятельность может проводиться при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, на которую у лица имеется лицензия. В подобных случаях состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку такие действия непосредственно не направлены на систематическое получение прибыли (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2010 по делу N А29-1587/2010, от 23.06.2010 по делу N А43-35797/2009, от 15.01.2009 по делу N А39-2587/2008-118/15).
Однако иные окружные арбитражные суды придерживаются другой позиции, которая заключается в следующем.
В п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (утв. МЧС РФ 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС РФ 25.11.1996 N ЦМ-407) утвержден указатель опасных грузов. Грузоотправители (грузополучатели) опасных грузов обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность. На это указывает п. 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94), утвержденных Постановлением Гостехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50.
Конечной целью погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является производство готового продукта и/или его реализация, т.е. получение прибыли.
Таким образом, осуществление указанной деятельности возможно лишь при наличии соответствующей лицензии. При этом неважно, имеет ли лицо, осуществляющее такую деятельность, лицензию на иной вид деятельности. Также не имеет значения, осуществляет ли такое лицо погрузочно-разгрузочную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной (см. например, Постановления ФАС Центрального округа от 25.06.2009 по делу N А35-787/09-С20, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А74-3565/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2010 N Ф03-8103/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2010 по делу N А45-12037/2009, ФАС Поволжского округа от 18.08.2009 по делу N А72-3986/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2009 по делу N А32-31343/2009-4/634-94АП, ФАС Уральского округа от 15.01.2009 N Ф09-10296/08-С1). Таким образом, согласно указанной позиции привлечение ООО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в данном случае правомерно.
О.А.Лазарев
Адвокат,
Палата адвокатов Самарской области