......ение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенных на должность руководителей и специалистов организации допускают к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
7.7.3.2 Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводит по соответствующим программам по охране труда непосредственно сама организация или образовательные учреждения профессионального образования при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
а) руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений профессионального образования (преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств»), а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
б) специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
в) члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
7.7.3.3 Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждают федеральные органы по труду по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
7.7.3.4 В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводят лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., допускаются использовать элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
7.7.4 Проверка знаний требований охраны труда
7.7.4.1 Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
7.7.4.2 Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
7.7.4.3 Внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводят:
а) при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляют проверку знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;
б) при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляют проверку знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
в) при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
г) по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
д) после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
е) при перерыве в работе в данной должности более одного года.
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяет сторона, инициирующая ее проведение.
7.7.4.4 Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включают руководителей организаций и их структурных подразделений, специалистов служб охраны труда, главных специалистов (технолога, механика, энергетика и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
7.7.4.5 Проверку знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводят в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности, с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
7.7.4.6 Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляют протоколом по форме установленного образца.
7.7.4.7 Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдают удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме установленного образца.
7.7.4.8 Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
7.7.4.9 Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.
7.7.5 Профессиональная подготовка и переподготовка работников
7.7.5.1 Обеспечение охраны и безопасности труда является наиболее эффективным, когда работники организации (в том числе рабочие) имеют хорошее образование и специальную подготовку, приобретаемые в период обучения и постоянного повышения квалификации и переподготовке всего персонала.
7.7.5.2 Необходимая квалификация работника зависит от характера организации и определяется ее руководителем. Работодателям следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия, обеспечивающие
необходимую компетентность1) и квалификацию у всех работников для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований охраны труда. Для обеспечения компетентности и квалификации работников для выполнения своих служебных обязанностей следует организовывать непрерывное обучение.
7.7.5.3 Программы подготовки и переподготовки работников должны:
а) включать в себя содержание и объем подготовки, соответствующие размеру и характеру деятельности организации;
б) охватывать всех работников организации;
в) иметь различные уровни требуемых знаний и ответственности для различных категорий обучаемых;
г) содержать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки;
д) предусматривать своевременную с соответствующей периодичностью эффективную как первоначальную, так и повторную подготовку;
е) периодически анализироваться и, по мере необходимости, корректироваться с целью обеспечения их соответствия законодательству, современному уровню и эффективности;
ж) содержать требования по оформлению результатов проверки знаний;
и) быть документально оформлены.
7.7.5.4 Повышение профессиональной подготовки и переподготовки следует проводить с использованием следующих принципов:
а) ориентации на конкретные результаты обучения;
б) гибкости для обеспечения возможности регулирования объема и содержа-ния обучения в зависимости от потребностей обучающихся;
в) оптимального соотношения теоретических знаний с практическим освоением и формированием навыков;
г) равных возможностей для обучения с помощью преподавателей и (или) самообучения;
д) оперативности в развитии и обновлении программ обучения в результате изменения состава персонала;
е) относительно небольших затрат времени и средств на обучение при высокой отдаче.
___________
1) Компетентность по охране труда означает наличие и демонстрацию необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы.
7.7.5.5 При обучении слушатели получают знания, необходимые для организации. В процессе обучения слушателей вовлекают в решение реальных проблем организации.
7.7.5.6 Подготовку следует предоставлять всем слушателям бесплатно и осуществлять, по возможности, в рабочее время.
7.8 Документация системы управления охраной труда
7.8.1 Разработка системы управления охраной труда включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры.
7.8.2 Документы системы управления допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов (приложения к распорядительному документу организации).
7.8.3 Установленные в документах системы - организация работ, содержание управленческих функций (или процессов) и процессы обеспечения охраны труда в их взаимодействии - позволяют выполнять их, а в дальнейшем оценивать результаты применения и, если необходимо, осуществлять сертификацию системы управления.
7.8.4 Комплект документов системы управления охраной труда должен быть минимальным. Он зависит от:
а) характера, вида деятельности организации и ее размера;
б) требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых актов по охране труд, и соответствующих обязательных требований;
в) компетентности и способности работников.
7.8.5 Обязательными самостоятельными документами системы являются концепция охраны труда и положение о системе управления охраной труда. Эти документы предназначены для внутреннего и внешнего пользования.
7.8.6 Документы системы управления охраной труда включают в себя:
а) концепцию (политику) охраны труда;
б) программы охраны труда;
в) распределение ключевых управленческих обязанностей по охране труда и по обеспечению функционирования системы управления;
г) перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению;
д) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления;
е) записи (журналы, протоколы, акты, отчеты), выполняемые при проверках, контроле и анализах, акты проверок и расследований, протоколы совещаний и измерений, журналы осмотров и инструктажей.
7.8.7 Копии всех документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.
7.8.8 Документация системы управления охраной труда должна:
а) быть понятна пользователям;
б) периодически анализироваться и, при необходимости, своевременно корректироваться;
в) быть доступной для работников, которых она касается и кому предназначена.
7.8.9 Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:
а) систематически вести и оптимизировать;
б) оформлять так, чтобы можно было их легко определить;
в) хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
г) располагать в местах, удобных для пользования.
7.8.10 Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
7.8.11 Допускается в записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) включать:
а) сведения, вытекающие из практики применения системы управления охраной труда;
б) сведения о травмах, об ухудшении здоровья, о болезнях и инцидентах, связанных с работой;
в) данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
г) информацию в виде установленного на международном уровне формата (паспорта безопасности) об опасных свойствах, находящихся в обращении на производстве веществ и материалов и мерах по их безопасному обращению;
д) результаты наблюдений за функционированием системы управления охраной труда.
7.9 Передача и обмен информацией об охране труда
7.9.1 Обеспечение сбора, обработки передачи, обмена, использование информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений позволит проводить ее анализ и принимать решение по улучшению охраны труда в организации.
7.9.2 Процедуры информационного обеспечения по охране труда должны содержать порядок:
а) получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документального оформления, а также подготовки и выдачи ответов на них;
б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
в) получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников, а также их представителей по охране труда.
8 Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
8.1 Этапы разработки и применения системы управления охраной труда
8.1.1 Разработка и применение системы управления охраной труда, обеспечения результативного и эффективного ее функционирования, а также улучшения имеющейся системы управления охраной труда состоит из нескольких этапов, включающих:
а) установление требований охраны труда применительно к данной организации;
б) разработку концепции и целей организации в области охраны труда;
в) установление ответственности, необходимой для достижения целей в области охраны труда;
г) выделения необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области охраны труда;
д) определение средств, необходимых для предупреждения аварий и несчастных случаев, устранения их причин.
8.2 Общие требования планирования мероприятий по охране труда
8.2.1 Целью планирования мероприятий по охране труда в организации является разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на ее обеспечение для различных уровней системы управления охраной труда, включающих:
а) соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов;
б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;
в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
8.2.2 Планирование должно включать в себя процессы и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками, а также соответствующими ее концепции и целям в области охраны труда, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, гарантирующим выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от концепции, целей и задач в области охраны труда;
б) установления и обеспечения использования методов выявления (идентификации) опасностей и оценки рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
в) разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
8.2.3 Планирование предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов системы управления охраной труда в соответствие с изменением законодательства и государственных требований. Такие меры предусматривают в соответствующих планах и программах по улучшению условий труда (планирование), учитывают при выполнении функций «организация работ», «обучение и мотивация персонала» и реализуют непосредственно в производственном процессе.
8.2.4 Планирование начинают после доведения информации об условиях труда (о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации. Оформляют планирование мероприятий в виде приказов, распоряжений, планов-графиков и программ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами и контролировалось их своевременное исполнение.
8.2.5 Разработку мероприятий осуществляют на основе анализа информации и, как правило, она предусматривает:
а) действия по исключению, снижению и ограничению рисков травматизма и профессиональных заболеваний;
б) профилактические меры, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления;
в) коррективы, направленные на устранение допущенных несоответствий;
г) предупредительные действия, предусматривающие устранение причин потенциальных несоответствий с целью недопущения их проявления.
В соответствии с принципами обеспечения охраны труда предупредительные (профилактические) мероприятия допускается направлять на улучшение материальной базы, активизацию персонала и совершенствование управления.
8.2.6 Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости, в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, по обучению персонала или по изменению организации работ.
8.2.7 Разработку планов принятия рациональных решений осуществляют в процессе последовательного проведения следующих этапов работ:
а) диагностики проблемы, необходимой для принятия решения, предусматривающая сбор достоверной информации и анализ несоответствий для определения причин их появления;
б) формулирования ограничений и критериев для определения их реальных значений, предусматривающих исключение принципиально невозможных и неосуществимых мер из-за ограниченных ресурсов или по другим причинам;
в) определения и оценки вариантов, ограничивающих возможные реальные решения. Это предусматривает сопоставление возможных решений в зависимости, например, от соотношения цены и характеристик закупаемого оборудования. Если позволяет конкретная ситуация и нет жесткого ограничения по времени принятия решения, то не должен исключаться любой вариант, обеспечивающий возможность продолжения сбора и уточнения необходимой информации;
г) выбора варианта или оптимального решения. Выборы могут быть компромиссными, исходя из интересов организации.
8.2.8 Мероприятия по качественному планированию охраны труда основываются на результатах исходного и последующих анализов, других имеющихся данных. Они должны обеспечивать поступательность и беспрерывность действия системы охраны труда и включать в себя:
а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную формулировку целей организации по охране труда;
б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
в) отбор критериев результативности мероприятий для подтверждения достигнутой цели;
г) необходимую техническую поддержку, ресурсы, включая человеческие и финансовые.
8.2.9 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 1.
8.3 Разработка и применение системы управления охраной труда
8.3.1 Реализацию функций управления охраной труда в рамках организации осуществляют при управлении производственным процессом или услугой. Обеспечение охраны труда может быть реализовано только при выполнении всех функций управления.
8.3.2 Для организации работы по охране труда следует определять исполнителей всех мероприятий обеспечения охраны труда, а для их выполнения разработать необходимые регулирующие документы или процедуры.
8.3.3 К элементам системы управления охраной труда следует относить:
а) обязанность руководства организации определять концепцию и цели в области охраны труда, создавать и внедрять систему управления охраной труда, а также руководить ею;
б) разработку, документальное оформление и, при необходимости, внесение изменений в систему управления охраной труда как средство для обеспечения соответствия условий труда государственным требованиям и правил по охране и безопасности труда;
в) анализ государственных требований и правил по охране и безопасности труда, оценку выполнения государственных требований и правил по охране и безопасности труда, а в процессе работ – регулярную проверку и документальное подтверждение достижения государственных требований и правил;
г) выбор квалифицированных поставщиков продукции и входной контроль ее безопасности, а также выбор квалифицированных подрядчиков, предоставляющих безопасные услуги;
д) управление с целью соблюдения требований законодательства, правил по охране и безопасности труда. Для этого необходима разработка соответствующей технологии производства, применения необходимого оборудования, контроля выполнения установленных параметров производственного процесса и достижения требуемых характеристик условий труда;
е) контроль достигнутого уровня охраны и безопасности труда, а также оценку его соответствия плановому уровню. Контроль условий труда следует оформлять соответствующим протоколом;
ж) управление контрольно-измерительным оборудованием для обеспечения объективной оценки условий труда, установление необходимых параметров измерений, в первую очередь, - их точности; определение, калибровку и поверку оборудования, а также обеспечение требуемых условий его сохранности;
и) статус уровня контроля, обеспечивающий достоверность полученных результатов. Например, проведение контроля подготовленными специалистами с применением поверенных и (или) калиброванных средств измерений;
к) корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для предупреждения повторения несоответствий путем устранения причин их появления;
л) регистрацию характеристик условий труда, предусматривающую установление порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления данных об условиях труда;
м) внутренние проверки (аудит) охраны и безопасности труда, позволяющие регулярно контролировать применение системы управления в области охраны труда и соблюдения соответствующих государственных требований и нормативных документов. Для обеспечения эффективности проверок следует составлять их планы и оформлять протоколы результатов, а сами проверки следует проводить персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность;
н) подготовку кадров для обеспечения требуемой квалификации персонала и стимулирование (мотивацию) персонала;
п) техническое обслуживание оборудования и средств защиты;
р) статистические и другие методы оценки характеристик условий труда. При этом следует устанавливать соответствующие процедуры их применения.
8.4 Расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья
8.4.1 Расследования возникновения и первопричин инцидентов, несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.
8.4.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве устанавливается законодательством.
Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников, а также их представителей.
8.4.3 Результаты расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда (там, где он существует) для формулирования соответствующих рекомендаций.
8.4.4 Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
8.4.5 По результатам расследования несчастного случая на производстве проводят анализ производственного травматизма и составляют акт о расследовании по установленной форме.
8.4.6 Анализ несчастных случаев осуществляют с помощью:
а) статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;
б) топографических методов, при которых наносятся на плане территории обозначения места, где происходили несчастные случаи в течение нескольких лет;
в) монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;
г) экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.
8.4.7 Для оценки состояния травматизма используют различные показатели (например, по травматизму - форма 7).
8.4.8 Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включают специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представителей работодателя, представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждают приказом (распоряжением) работодателя. Руководителя, непосредственно отвечающего за охрану труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включают.
8.4.9 Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводит комиссия, образуемая работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.
8.4.10 Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включают государственного инспектора по охране труда, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
8.4.11 По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
8.4.12 В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включают также представителя органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
8.4.13 При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам Ростехнадзора, состав комиссии утверждает руководитель соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
8.4.14 В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и, по возможности, объяснения от пострадавшего.
8.4.15 При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
а) выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
б) фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
в) предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.
8.4.16 В целях расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливают следующие документы:
а) приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
б) планы, эскизы, схемы, а при необходимости, - фото- и видеоматериалы места происшествия;
в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
г) выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
д) протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
и) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
к) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
л) другие документы по усмотрению комиссии.
8.4.17 Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8.5 Профилактические мероприятия
8.5.1 Предупредительные и контролирующие меры
8.5.1.1 Следует постоянно определять опасности и оценивать риски. Предупредительные и контролирующие меры целесообразно осуществлять в следующем порядке приоритетности:
а) устраняют опасности и (или) риски;
б) ограничивают опасности и (или) риски в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
в) минимизируют опасности и (или) риски путем применения безопасных производственных систем, а также меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
г) в случае невозможности ограничения опасностей и (или) рисков средствами коллективной защиты или организационными мерами работодатель бесплатно предоставляет соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду и принимает меры по обеспечению их применения и обязательному техническому обслуживанию.
8.5.1.2 Устанавливают процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, обеспечивающие:
а) определение опасностей и оценку рисков на рабочих местах;
б) регулярный анализ процедуры по предупреждению и минимизации опасностей и рисков и, при необходимости, модификацию этих процедур;
в) соблюдение национальных законов и других нормативных правовых актов, популяризацию передового опыта;
г) учет текущего состояния знаний и передового опыта, включая информацию или отчеты инспекции труда, службы охраны труда, при необходимости, и других служб.
8.5.1.3 Для оценки фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и определение степени их опасности и вредности проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда.
8.5.2 Приведение содержания документов системы управления в соответствие с изменениями и нововведениями в производственных процессах
8.5.2.1 Внутренние изменения (такие как прием на работу, внедрение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (совершенствование законодательства и иных нормативных правовых актов, слияние компаний, развитие знаний по охране труда и технологии) влияют на обеспечение охраны труда. Эти изменения должны быть оценены соответствующими рисками. По результатам оценки разрабатывают соответствующие предупредительные меры по их учету и реализации до введения изменений в действие.
8.5.2.2 Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования также определятют опасности и оценивают риски на рабочих местах. Такую оценку проводят с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
8.5.2.3 При подготовке применения «решения об изменениях» обязательно обеспечивают качественное и своевременное информирование об изменениях и подготовку тех работников, которых затрагивает это решение.
8.5.3 Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий
8.5.3.1 Для разработки мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий определяют возможный характер аварийных ситуаций, предусматривают предотвращение или снижение связанных с ними рисков. Эти мероприятия своевременно корректируют, при необходимости, вносят изменения. Мероприятия разрабатывают в соответствии с видом, характером и масштабом деятельности организации. Они должны:
а) гарантировать при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;
б) предоставлять при возникновении аварийной ситуации информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
в) предусматривать оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;
г) предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.
8.5.3.2 Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами.
8.5.4 Обеспечение снабжения безопасной продукцией
8.5.4.1 Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика.
8.5.4.2 Процесс выбора квалифицированных поставщиков должен содержать:
а) оценку способности поставщика поставлять сертифицированное оборудование и материалы, измерительную технику, средства защиты, средства индивидуальной защиты;
б) оценку полноты и достоверности предоставленной информации по опасным свойствам продукции и мерам по безопасному обращению с ней;
в) определение, оценку и включение в условия договора (контракта) материально-технического снабжения требований заказчика по поставки сертифицированных оборудования и материалов, измерительной техники, средств защиты, рабочую одежду и обувь;
г) определение и оценку требований законов и иных нормативных правовых актов, а также требований организации по охране труда до приобретения продукции;
д) входной контроль безопасности поставляемой продукции;
е) выполнение предъявленных требований до использования приобретаемой продукции;
ж) требования по своевременному внесению изменений в документацию.
8.6 Обеспечение применения системы управления охраной труда
8.6.1 Принятые решения по применению и совершенствованию системы управления охраной труда оформляют в виде приказов или других локальных нормативных документов (планов и программ мероприятий, графиков работ), предусматривающих применение системы управления охраной труда, корректирующие действия по оперативному устранению выявленных несоответствий, а также предупреждающие действия, направленные на устранение причин допущенных или потенциальных несоответствий.
8.6.2 Успешное применение системы управления охраной труда зависит от способности организации реализовать принятые решения, поэтому приказы или другие локальные нормативные документы по применению и совершенствованию системы управления охраной труда направляют всем исполнителям, а также в службу охраны труда для реализации, координации работ и контроля их выполнения. Результаты работ оформляют в актах и протоколах, утверждаемых руководством организации.
В процессе реализации мероприятий допускается вносить коррективы, оформление которых осуществляет служба охраны труда.
8.6.3 Если по результатам контроля и анализа информации были подготовлены и успешно внедрены в производство все необходимые мероприятия, то следующий цикл управления повторяют уже на более высоком уровне.
9 Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
9.1 Общие положения
9.1.1 В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
Выполняемые процедуры контроля и оценка эффективности системы управлении охраной труда, а также ее элементов являются основой разработки соответствующих мероприятии по улучшению условий труда.
Процедуры контроля следует выполнять, привлекая персонал, прошедший обучение в области охраны труда.
Применяют следующие виды контроля:
а) текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
б) постоянный контроль состояния производственной среды;
в) многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
г) проверку готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
д) реагирующий контроль;
е) внутреннюю проверку (аудит) системы управления;
ж) внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.
9.1.2 Основными видами оценок являются:
а) статистическая отчетность о состоянии условий труда работников (форма № 1-Т) - сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и о состоянии травматизма (форма 7);
б) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
в) анализ производственного травматизма;
г) оценка результативности системы управления охраной труда и ее элементов.
9.1.3 В результате контроля, оценок и проверок определяют достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляют соответствующими протоколами.
9.1.4 Показатели результатов деятельности по обеспечению охраны труда зависят от размеров и характера (вида) деятельности организации и целей охраны труда.
9.1.5 Объективную оценку показателей безопасности труда получают с помощью контрольно-измерительного оборудования. В процедурах измерений и оценок показателей охраны труда следует устанавливать перечень необходимых измерений параметров, методы и точность их измерения; требования к калибровке и поверке средств измерений, а также обеспечение требуемых условий их сохранности.
Достоверность и сопоставимость результатов измерений достигается проведением измерений подготовленными специалистами с помощью аттестованных средств, их своевременной поверкой и калибровкой.
9.1.6 Процедуры контроля и измерения по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по контролю должны быть распределены на различных уровнях управленческой структуры.
9.1.7 Регистрацию данных об условиях труда, ее передачу обеспечивают установлением порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и передачи требуемых данных об условиях труда, ее соответствие законам и правилам по охране и безопасности труда и эффективности системы управления охраной труда.
9.1.8 Оценка показателей охраны труда может быть как качественная, так и количественная.
Оценка (качественная и количественная) должна:
а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с концепцией и целями обеспечения охраны труда;
б) обеспечивать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
9.1.9 Контроль и измерения результатов деятельности следует:
а) использовать для определения степени, с которой концепция и цели обеспечения охраны труда выполняются, а опасности и риски оптимизируются;
б) включать все виды текущего (предупреждающего) контроля, а не основываться только на статистических данных инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в) оформлять записями.
9.1.10 Контроль должен обеспечивать:
а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
б) информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
в) основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.
9.2 Текущий контроль
9.2.1 Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
9.2.2 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать:
а) контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;
б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
в) контроль производственной среды, включая организацию труда;
г) контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;
д) оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятыми на себя организацией.
9.3 Наблюдение за состоянием здоровья работников
9.3.1 Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
9.3.2 Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников следует использовать для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
9.3.3 Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
9.3.4 Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
9.3.5 В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
9.3.6 Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им работе. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.
9.3.7 При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению трудовых обязанностей, а обязан отстранить его от работы.
9.3.8 Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводят медицинские организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности. Осмотр психиатром проводят в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной регистрации обследуемого.
9.3.9 По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры допускается проводить по расширенной программе по договору с лечебно-профилактической организацией (учреждением).
9.4 Постоянный контроль состояния производственной среды
9.4.1 Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. Этот процесс предусматривает оценку воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов; санитарно-гигиенических и социально-психологических условий труда, организации труда на рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, а также наличие и состояние системы защиты от них, разработанных для их устранения и (или) снижения.
9.4.2 Такой контроль включает в себя аттестацию рабочих мест по условиям труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
9.4.3 Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят через определенные промежутки времени или исходя из изменения условий труда на рабочем месте. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
9.4.4 Измерения опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, а также оценку травмобезопасности рабочих мест осуществляют организации или лабораторные подразделения организаций, аккредитованные в установленном порядке на проведение соответствующих измерений
9.4.5 Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используют при:
а) планировании мероприятий в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
б) решении вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
в) рассмотрении вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни или здоровья работника;
г) включении в трудовой договор условий труда работника;
д) ознакомлении работников с условиями труда на рабочем месте;
е) составлении статистической отчетности о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (форма № 1-Т);
ж) рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда;
и) обосновании предоставления в предусмотренном законодательством порядке компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда устанавливают для условий не устранимых при современном техническом уровне производства и существующей организации труда.
Примечания
1 Компенсационные выплаты предусматривают возмещение работающим расходов, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
2 Компенсации предоставляют на основании законодательства.
3 Предоставление компенсаций не отменяет проведение мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
9.5 Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте
9.5.1 Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Данный вид контроля применяют в крупных организациях с многоуровневой структурой.
9.5.2 Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль:
- I ступень. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
- II ступень. Начальник цеха (большого участка) и уполномоченный по охране труда с инженером по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителей и установлением срока устранения несоответствия;
- III ступень. Комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По итогам проверки оформляет акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.
9.5.3 Организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:
- I ступень. Ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно, путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
- II ступень. Ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал заносят отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
9.6 Проверка (аудит)
9.6.1 Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.
Примечание – Проверка (аудит) необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).
9.6.2 Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) следует проводить персоналом, который не несет ответственность за деятельность, подвергаемую проверке.
9.6.3 В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.
9.6.4 В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистемах. Проверка должна включать в себя:
а) концепцию охраны труда;
б) участие работников и (или) их представителей;
в) обязанности и ответственность работников;
г) компетентность и подготовку работников;
д) документацию системы управления охраной труда;
е) передачу и обмен информацией;
ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
и) предупреждающие и корректирующие действия;
к) приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;
л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидация их последствий;
м) материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
н) обеспечение безопасности подрядных работ;
п) наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
р) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
с) документы, устанавливающие процедуру проверок;
т) анализ эффективности управления охраной труда руководством;
у) процедуру непрерывного совершенствования;
ф) любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
9.6.5 В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистем:
а) эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;
б) эффективными для содействия полному участию в этой работников;
в) соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
9.6.6 Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.
9.6.7 Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.
9.7 Анализ эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством организации
9.7.1 При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством, оценивают:
а) концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
б) способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
в) необходимость изменения системы управления охраной труда, включая концепцию и цели по охране труда;
г) необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
д) выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
е) степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
ж) эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности системы управления охраной труда.
9.7.2 Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
9.7.3 Анализ эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством, должен учитывать:
а) результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
9.7.4 Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
а) лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
б) комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.
10 Совершенствование управления охраной труда
10.1 Действия по совершенствованию
10.1.1 Одним из основных свойств любой системы, в том числе и системы управления охраной труда, является ее постоянное улучшение.
Результативность системы управления повышается при использовании концепции и целей, результатов проверок, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий.
10.1.2 При непрерывном совершенствовании управления охраной труда организация всегда стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение травм, смертельных случаев, профессиональных заболеваний работников, путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
10.1.3 Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности труда, внесения в этот процесс элемента соревнования и поощрения тех, кто добился лучших результатов.
10.1.4 Результативные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на основе этого анализа.
10.1.5 Только на основании анализа данных (информации, фактов) руководство принимает решения по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в ресурсах. Принятые решения официально доводятся до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, до комитета по охране труда, работников, а также их представителей.
10.1.6 Выявленные в процессе проверки, контроля и оценки результативности системы управления охраной труда, а также результаты анализа руководством ее эффективности несоответствия подлежат устранению. Это обеспечивается принятием решения и разработкой мероприятий по проведению корректирующих и предупреждающих действий, а также по своевременному внесению необходимых изменений в действующие планы и программы.
10.2 Предупреждающие и корректирующие действия
10.2.1 Необходимо устранять выявленные несоответствия в процессе проверки системы управления охраной труда, контроля и оценки ее результативности, а также оценки результатов анализа руководством эффективности функционирования системы управления охраной труда. Для этого следует намечать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий и своевременно вносить изменения. Требуемые мероприятия должны включать:
а) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании системы управления охраной труда;
б) планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;
в) мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.
10.2.2 Если оценка системы управления охраной труда или иная достоверная информация демонстрируют, что предупреждающие и корректирующие действия по оптимизации рисков, опасных и вредных производственных факторов неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены другие, более действенные предупредительные и регулирующие меры.
10.3 Корректирующие действия для системы управления охраной труда
10.3.1 Корректирующие действия выполняют в целях предотвращения причин невыполнения каких-либо требований в том числе повторения несчастных случаев и инцидентов на производстве, а также профессиональных заболеваний и др.
10.3.2 Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.
10.3.3 Контроль устранения недостатков функционирования системы управления охраной труда, оценка предотвращения и защиты от воздействия опасностей и рисков, которые были выявлены при аварии, расследовании несчастного случая или инцидента на производстве, профессионального заболевания и устранения несоответствий должны включать определение, уведомление и расследование:
а) несчастных случаев и инцидентов на производстве, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности);
в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
г) нарушений в реализации программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
10.4 Непрерывное совершенствование
10.4.1 Постоянное непрерывное совершенствование деятельности организации является естественной ее целью (свойством).
Результативность системы управления определяют на предмет соответствия принятой концепции (политики) охраны труда, целям на основе результатов проверок, результативности корректирующих и предупреждающих действий.
Непрерывное совершенствование системы управления охраной труда способствует повышению конкурентоспособности; быстрым реагированиям на появление современных разработок, методов и технологий и применение их в соответствии с возможностями организации; повышению профессионализма персонала путем обучения. Применение методики постоянного улучшения позволяет своевременно внедрять в организации прогрессивные разработки, методы и технологии.
Основная идея принципа непрерывного совершенствования заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение травм, смертельных случаев, частых заболеваний работников и создания условий, соответствующих требованиям охраны труда путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
10.4.2 Обеспечение непрерывного совершенствования системы
_________________ Все, что хочется достичь, теряется в обыденности
|