Следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации придерживается иной позиции, которая приведена в письме первого заместителя Генерального прокурора РФ от 10 августа 2010 г. № 73/3-240-2010. При этом мнение Генеральной прокуратуры РФ становится определяющим с позиции части 6.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которой органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 10 августа 2010 г. № 73/3-240-2010 Проводимый Генеральной прокуратурой Российской Федерации на постоянной основе мониторинг состояния законности в сфере государственного и муниципального контроля выявил ряд проблемных вопросов, возникающих в ходе применения законодательства о государственном и муниципальном контроле. Так, согласно части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 названного закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица. При этом некоторые контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, со ссылкой на часть 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ практикуют назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) юридического лица без учета того, что оно в лице других своих филиалов (представительств) уже было проверено в течение трех последних лет либо должно быть проверено в текущем году. Таким образом, часть 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ имеет неоднозначную трактовку на практике. Подобное положение недопустимо, в том числе с учетом содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 г. № 16-П и ряде иных судебных постановлений позиции, согласно которой из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и, следовательно, неизбежно ведет к произволу. В этой связи Минэкономразвития России прорабатывается вопрос о корректировке указанной нормы Закона № 294-ФЗ в целях устранения ее неоднозначного толкования. При формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2011 г. органами прокуратуры будут приняты необходимые меры по исключению проведения необоснованных проверок филиалов кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации. В настоящее время в связи с неоднозначностью анализируемого вопроса, ситуация требует своего законодательного разрешения. В случае если доминирующей станет позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации в данном вопросе, могут образоваться серьезные прорехи в обеспечении эффективного контроля за деятельностью юридических лиц, имеющих разветвленную филиальную сеть. Крупные юридические лица (инфраструктурные предприятия, нефтедобывающие компании, всероссийские банки и иные организации) фактически выйдут из-под государственного контроля. Ресурсов органов по контролю не хватит для организации единой всероссийской проверки подобных организаций. Учитывая, что деятельность указанных организаций часто связана с безопасностью государства, экологической безопасностью, с большими рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, а также с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предлагается два варианта внесения изменений в Закон № 294-ФЗ 1) закрепление периодичности проведения плановых проверок в отношении не юридического лица в целом, а в отношении его филиалов и представительств, а также иных обособленных подразделений, в случаях, если такие обособленные подразделения поднадзорны различным органам по контролю и (или) различным территориальным органам такого органа; 2) увеличение срока проведения плановых проверок с уже существующих 20 дней (+ 20 дней в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований) в случае необходимости их проведения до 40 дней (+ 20 дней в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований), при учете организации проверок филиальной сети юридического лица.
_________________ Добро - лицемерно, Зло - искренне...
|