Охрана труда в России.
Главная Архив документов Каталог предприятий Форум Реклама на сайте






Начать новую тему Ответить на тему На страницу   Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 06, 2013 10:10 am 
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: Ср июл 02, 2008 4:29 am
Сообщений: 135
Откуда: Сибирский ФО
павел писал(а):
я бы рад, только я не знаю ни одного документа на эту тему...

Если Вы знаете, то назовите эти НПА по сертификатам свидетельствам и аккредитации на 5 лет...

Это связано с разработкой технического регламента. Я работала на предриятии электромашиностроения у нас работала система менеджмента качества, для участия в конкурсе предприятию необходимо было разработать технический регламент, отсюда и аудиторские проверки (на соответствие национальному либо международному стандарту), сертификат соответсвия выдается на пять лет и каждый год подтверждается.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Объявление:
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 06, 2013 10:34 am 
Магистр-наставник. Великий Рупор форума. Мистер "Охрана труда-2013"
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: Вт дек 20, 2005 11:41 am
Сообщений: 33092
Откуда: с Родины!
нпа?

_________________
По ЛОГИКЕ - ты ПРАВ!!!
Но не всё так просто!!! (Алиевич)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 06, 2013 10:48 am 
Аватар пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: Ср июл 02, 2008 4:29 am
Сообщений: 135
Откуда: Сибирский ФО
павел писал(а):
нпа?

ищу, ищу, прям носом рою, найду напишу


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 06, 2013 11:54 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт янв 24, 2006 10:41 am
Сообщений: 2496
Откуда: МОСКВА,
мы тоже проходим несколько аудитов:
1. два раза в год к нам приходят из крупной зап. компании(ну прошляпили наши менегеры пункт в договоре об этом аудите). спецы так себе, а опломбу. таки и бодаемся каждый раз:
" У компании ........... достаточно высокие стандарты охраны труда и безопасности. Соответственно, компании, с которыми мы заключаем миллионные контракты, с которыми мы часто контактируем в процессе работы, должны отвечать данным требованиям. Этот аудит не был для вас сюрпризом, вы его ранее уже проходили и проходили с более высокой оценкой. "
На мой взгляд, вопросы безопасности труда в Подольске не отвечают базовым стандартам, не отвечают уровню такой компании, как DPD, что очень печально. Один из показателей, отсутствие инструктажа для посетителей, непредставление средств защиты, хаотичное движение по складу, разговоры сотрудников DPD во время работы, связанной с риском, по мобильным телефонам, игнорирование сигналов пожарной сигнализации, что категорически недопустимо.
ни ссылок на НПА, одни эмоции
2. Раз в 3 года аудит из Европы от наших акционеров.
эти вообще не знают ОТ по росс. законодательству, но последствия бывают интересные:
через переводчика задают вопрос - проводяться ли тренинги по ОТ, отвечаю НПА РФ не предусмотрено.
разбор полетов:
В заключ. акте, пункт №(переводил уже наш)
вопрос - провод. ли инструктажи по ОТ - ответ НЕТ

ГЕна смотрит на меня, а в глазах - "а на хер тогда ты мне нужен"
а повлиять, ну объяснить напутали переводчики, нет возможности
язык надо знать не будешь дураком

_________________
Охрана труда – это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:20 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
А.Веденеев писал(а):
ГЕна смотрит на меня, а в глазах - "а на хер тогда ты мне нужен"
а повлиять, ну объяснить напутали переводчики, нет возможности
язык надо знать не будешь дураком

Надо было, к примеру, перевести заранее и подогнать под свою специфику статью (апрель 12 года) А.Г. Федорца К. т. н.,
доцента, директора Автономной некоммерческой организации "Институт безопасности труда".
Есть в ней все таки толковые выкладки

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОХРАНЕ ТРУДА

В современных условиях, когда все больше возрастает спрос на квалифицированный труд работника и стоимость его труда возрастает, вопросы нормирования обеспечения безопасности и охраны труда приобретают особое значение. Однако каковым должно быть их содержание и как их обеспечить на практике, на этот счет среди специалистов имеется довольно существенное расхождение мнений, обусловленное различным пониманием предметов "охрана труда" и "безопасность труда". В данной статье автор излагает свое понимание решения затронутых вопросов и их роли в формировании системы стандартов безопасности труда.

"Охрана труда" или "безопасность труда". В чем разница?

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ "охраной труда" в России управляет государство [1]. Управление осуществляется посредством издания федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Основы нормативной базы "охраны труда" заложены в ст. 211 ТК РФ, где говорится: "Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда".

С одной стороны, эта статья определяет, что "охрану труда" составляют исключительно требования и положения, официально изданные в виде законов или иных нормативных правовых актов. С другой стороны, приведенная статья не дает ответа на вопрос: а какие именно требования законов и нормативных правовых актов относятся к "охране труда", а какие, например, к санитарно-эпидемиологическому благополучию, к защите прав потребителей, к промышленной или пожарной безопасности. Иными словами, по какой статье будут применяться санкции в случае нарушения требования.

Наш опыт обучения специалистов по охране труда, общения с представителями надзорных органов свидетельствует, что для значительной части сообщества "охраны труда" понятия "нормативный документ" и "нормативный правовой акт" неразличимы. В связи с этим следует напомнить, что понятие нормативного правового акта определено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 [2] и в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации [3].

В кратком изложении напомним следующие признаки "нормативного правового акта", имеющего обязательную юридическую силу:

- "нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение";

- нормативный правовой акт издан в форме федерального закона или в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений федеральных органов исполнительной власти (издание нормативных правовых актов в иных видах, например в виде писем, телеграмм, директив и др., не допускается);

- нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

- нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература".

Из приведенных положений ТК РФ и нормативных правовых актов Минюста России следует, что деятельность, называемая "охрана труда", не выходит за рамки нормативно-правового регулирования, правовых норм. В то же время очень часто в выступлениях представителей органов власти, государственных инспекторов труда до сих пор можно услышать, что в число "нормативных правовых актов" входят "государственные стандарты", "строительные нормы и правила", "инструкции по эксплуатации", "технологические карты" и др. нормативные документы.

Поскольку в настоящее время сфера "охрана труда" на уровне федерального законодательства регулируется только ТК РФ, вопросы

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:22 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
регулируют социальную (не организационную и не техническую) сферу в отличие от вопросов обеспечения "безопасности труда", для которых не существует ведомственных барьеров и нормативных ограничений.

В некоторых случаях трудовое законодательство вплотную подходит к "безопасности труда", но только подходит, не переходя границу социально-трудовых отношений. Например, в том же ТК РФ (ст. 212) говорится о том, что работодатель обязан обеспечить:

- "безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи".

Вот, собственно, и все, что Трудовой кодекс говорит об обеспечении "безопасности труда" помимо выполнения усредненных, универсальных "государственных нормативных требований охраны труда".

В государственных нормативных требованиях охраны труда, конечно, можно найти и требования, относящиеся непосредственно к обеспечению безопасности производства. Но очевидно, что для обеспечения "безопасности труда" соблюдения только требований, указанных в Правилах по охране труда (отраслевых и межотраслевых), явно недостаточно, поскольку:

- установленные государством единые требования и нормы "охраны труда" определяют только самые минимальные, самые очевидные и доступные для всех хозяйствующих субъектов меры безопасности;

- общественные, производственные отношения и технологии развиваются существенно быстрее, чем вносятся изменения в "государственные нормативные требования";

- меры безопасности, содержащиеся в "государственных нормативных требованиях охраны труда", не менялись в течение десятилетий, и поэтому применительно к современному оборудованию, технологиям и формам организации труда вызывают сомнение в их адекватности, действенности и эффективности.

Тот факт, что "требования безопасности написаны кровью", не подвергается сомнению, но следует, наверное, согласиться и с тем, что давно и окончательно утеряна связь между самим "нормативным требованием безопасности" и:

- условиями, в которых произошел несчастный случай, послуживший отправной точкой для установления защитной меры;

- истинной причиной несчастного случая, которая в большинстве случаев (85 - 95%) является организационной (т. е. зависит от качества системы управления производством, включая обеспечение безопасности), а не личностной или технической;

- последствиями (размером ущерба для здоровья работника), которые привели к необходимости установления конкретного (теперь уже обязательного для всех и на все времена) требования безопасности;

- эффективностью защитной меры (отношением стоимости защитной меры к величине предотвращаемого риска), изложенной в требовании. Очевидно, что в эпоху, когда отсутствовала методология оценки рисков, защитные меры принимались с позиций их очевидности, дешевизны и технологической доступности.

До недавнего времени при определении состава нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, руководствовались Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 [4]. На сегодняшний день состав нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регулирующих сферу "охраны труда", определен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (п. 2) [5]:

"К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда)".

Последнее сокращение не должно вводить в заблуждение: "акты, содержащие требования охраны труда" - это только "нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны тру

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:23 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
На самом деле из состава нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, часто упоминаемые "государственные стандарты безопасности труда, строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству" выбыли автоматически еще с введением в действие Федерального закона "О техническом регулировании" (т. е. с 01.07.2003) [6]. Из числа действующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует также исключить своевременно не пересмотренные Правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда [7].

Следует также обратить внимание на противоречие, содержащееся в ст. 209 ТК РФ: "Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда". Это определение фактически исключает из состава государственных нормативных требований охраны труда "правила и инструкции по охране труда" без какого-либо указания на уровень издавшего их органа управления и их правовой статус.

Таким образом, сфера "охраны труда" ограничена сферой (полномочиями и возможностями) государственного регулирования, а именно правовыми нормами. Все требования безопасности, которые сформулированы не в нормативных правовых актах, а в других нормативных документах (национальных стандартах, ведомственных нормативных документах, локальных нормативных актах), выходят за рамки государственного управления и надзора. Разработанные в организациях самостоятельно и принимаемые добровольно в инициативном порядке свои собственные меры и требования безопасности выходят за рамки нормативной "охраны труда" и относятся уже к сфере "техники безопасности" или "управления рисками".

Трудовой кодекс как регулятор сферы "охраны труда"

В соответствии с ТК РФ (ст. ст. 1, 20) "охрана труда" как система правовых норм распространяет свое действие только на сферу "трудовых отношений", т. е. отношений между "работодателем" и "работником". Понятие "охрана труда" не распространяется на взаимоотношения сторон гражданско-правового договора ("заказчик" - "частный подрядчик, гражданин"), на производственные кооперативы (среди членов кооператива отсутствует разделение на работников и работодателей), на частный наем работников (помощников по хозяйству, нянь, садовников и пр.).

Таким образом, сфера охраны труда ограничена исключительно социальными отношениями, а именно отношениями между "работодателями" и "работниками", так как это определено ТК РФ. Поскольку, как показано ранее, "охрана труда" охватывает только сферу правового регулирования (правовые нормы) и только для сферы социально-трудовых отношений (работник и работодатель) можно предложить более адекватное определение "охрана труда", чем то, которое приведено в Трудовом кодексе:

- "Охрана труда - часть сферы социально-трудовых отношений, регулируемая нормативными правовыми актами Российской Федерации в интересах защиты здоровья и сохранения жизни работников по найму"

или

- "Охрана труда - система правовых норм, установленных и регулируемых государством в сфере социально-трудовых отношений и направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе наемного труда с учетом интересов работников, работодателей и государства".

Если бы в результате "охраны труда" действительно можно было "сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности", это означало бы решение проблемы бессмертия и вечной молодости. Для этого достаточно было бы ни на минуту не прекращать трудовую деятельность в условиях соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

К этому следует добавить, что более ни в одной стране мира (за исключением ряда стран СНГ) термин "охрана труда" (в буквальном переводе) не применяется. Вместо этого даже в документах Международной организации труда (МОТ) применяется термин occupational safety and health (OSH). В большинстве развитых стран, применяющих методологию OHSAS [8], используют термин occupational health and safety (OHS). В обоих случаях это словосочетание означает "безопасность труда". Слово "безопасность" здесь включает и "сохранение здоровья", поскольку понятие "опасность" в развитых странах означает в т. ч. и опасность для здоровья, а понятие, аналогичное нашему термину "вредность", отсутствует.

В любом случае следует иметь в виду, что словосочетание safety and health (или health and safety), которое означает "безопасность и здоровье", при переводе следует считать единым целым и разрывать нельзя (health & safety). В противном случае мы можем получить термины, не имеющие практического смысла: "профессиональное здоровье (и безопасность)" или "производственное здоровье".

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:23 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
Термин occupational может переводиться как "производственный, трудовой или профессиональный" (в зависимости от контекста). Например, в документах МОТ, отстаивающей интересы работников (профессионального сообщества), более целесообразным следует считать перевод "безопасность профессиональной деятельности", а в Стандарте OHSAS 18001:2007 [8], относящемся к сфере производственного менеджмента, - "безопасность в производственной деятельности" или "производственная безопасность".

В России наиболее целесообразной заменой термина "охрана труда" (как вида деятельности), по мнению автора, следует считать термин "обеспечение безопасности труда", включая в него все аспекты обеспечения безопасности производственного процесса, оборудования и инструментов, зданий и сооружений, технологий и материалов, гигиену труда и сохранение здоровья, пожарную, промышленную и иные виды безопасности без разделения источников опасности по ведомственным признакам.

Виртуальность системы стандартов безопасности труда

и техническое регулирование

В систему правовых норм, составляющих "охрану труда", в соответствии со ст. 211 ТК РФ входят федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов. Только эти документы содержат государственные нормативные требования "охраны труда", обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Остальные нормативные и нормативно-технические документы, которые не являются нормативными правовыми актами или не изданы и/или не зарегистрированы в качестве нормативных правовых актов, таковыми не являются и носят рекомендательный характер. В том числе и стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Мнение автора является однозначным: государственных стандартов в Российской Федерации с 2003 г. нет. Национальные стандарты ССБТ не являются обязательными к применению на территории Российской Федерации, а носят добровольный характер. Это означает, что за невыполнение требований любого национального стандарта (в том числе любого из стандартов ССБТ) не может быть применено административное наказание. В то же время известно, что до сих пор в некоторых регионах представители надзорных органов предъявляют к организациям санкции (штрафы) за несоблюдение требований национальных стандартов ССБТ. На таком же основании можно выписывать штрафы и за несоблюдение религиозного поста, поскольку национальные стандарты так же отделены от государства, как и церковь.

В то же время полезные (актуальные, адекватные) положения стандартов, конечно же, можно, а в некоторых случаях и целесообразно использовать в целях обеспечения "безопасности труда". Это не запрещено, но, поскольку это "необязательно", то затраты на выполнение этих требований нельзя учитывать в составе расходов и относить на себестоимость продукции.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 ("Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией") части второй Налогового кодекса РФ, "к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: ... расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации...". То есть относить на себестоимость продукции и услуг можно только затраты на приведение условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям. А все, что сверх того, - из прибыли.

Разумеется, утверждение о добровольном статусе стандартов ССБТ требует дополнительных разъяснений со ссылками на нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти. К сожалению, ни один из органов государственной власти не взял на себя смелость открыто и однозначно заявить об этом.

Со вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" все "государственные стандарты СССР" (несоблюдение которых преследовалось по закону), включая стандарты ССБТ, одновременно прекратили свое действие и были переименованы, а по существу - преобразованы в "национальные стандарты Российской Федерации". Хорошо это или нет - это вопрос, требующий отдельного обсуждения, но в отличие от "государственных стандартов" к "национальным стандартам" государство отношения не имеет, за исключением создания и поддержания правовых основ самой системы стандартизации и технического регулирования.

Система технического регулирования - это не техническая система. Не вполне удачный термин и, как это часто бывает, вводит в заблуждение. Техническое регулирование - это система регулирования рыночных отношений, система "рыночного регулирования". На гражданско-правовом поле технического регулирования только два действующих лица: "производитель (поставщик, продавец)" и "потребитель (покупатель, приобретатель)". Роль государства заключается в установлении правового поля, общих правил игры, определенных Законом "О техническом регулировании". В стандартизацию государство уже не вмешивается, это сфера деятельности бизнес-сообщества.

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:24 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
Почему действие данного Закона не распространяется "на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда..." (п. 3 ст. 1)? Несмотря на то что в большинстве случаев это положение трактуется в пользу мнения об обязательности стандартов ССБТ, ответ может быть только один и он очевиден для специалистов в области технического регулирования:

- сфера "технического регулирования" регулирует взаимодействие сторон "рыночных отношений" (производитель - потребитель), а сфера "охрана труда" регулирует социально-трудовые отношения между сторонами "трудовых отношений" ("работодатель" - "работник").

Можем ли мы в XXI в. открыто приравнять "работодателя" и "работника" к "покупателю" и "продавцу"? Хотя в этом, собственно, и заключается смысл трудовых отношений. Так же как и на любом "рынке", на рынке труда "покупателем" (рабочей силы) выступает ее "потребитель", а "продавцом" - "производитель".

Как видим, из п. 3 ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании" исключены "правовые" и "технические" меры (не мероприятия, а именно "меры") "охраны труда", задекларированные в ст. 209 ТК РФ. Почему исключены "правовые", можно только гадать, поскольку сфера правового регулирования "охраны труда" - монополия Минздравсоцразвития России и это никто не оспаривает. А вот "технические меры" из сферы охраны труда исключены вполне обоснованно, поскольку относятся к сфере производства продукции. Именно "производства безопасной продукции", а не "безопасного производства продукции".

В ст. 46 того же Закона говорится, что в переходный период, т. е. "со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

Из этого следует, что содержащиеся в ряде стандартов ССБТ технические требования, относящиеся к обеспечению безопасности продукции и услуг (включая процессы "проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации"), действуют и должны соблюдаться производителями продукции (инструментов, оборудования, СИЗ и др.) до их замены требованиями, содержащимися в Технических регламентах. Ничто из перечисленного не имеет отношения к "охране труда". Закон "О техническом регулировании" направлен на обеспечение "безопасности жизнедеятельности человека" вообще, без учета его социального статуса. Закон регулирует гражданские, а не трудовые отношения. Кроме того, понятие "безопасность" в техническом регулировании связано не с отсутствием "вредных или опасных факторов", а с вполне измеримой величиной - "допустимым риском".

Внесистемное бытие стандартов безопасности труда

Впервые понятие "стандарты безопасности труда" введено Федеральным законом N 206-ФЗ в результате неудачной попытки включить в ТК РФ требование об обязательности соблюдения всех стандартов ССБТ. От замысла Минздравсоцразвития России по возвращению всех без исключения (по разным данным, до 556) "национальных стандартов" ССБТ в статус "государственных стандартов" после правовой экспертизы только и осталось одно новое понятие - "стандарты безопасности труда".

Введение этого понятия иначе как надуманным, безосновательным и бессмысленным назвать нельзя. Ничего, кроме понятийной и правовой путаницы, это нововведение не принесло и, вероятнее всего, не принесет. Проекты первых "стандартов безопасности труда" только подтверждают эти опасения.

Что такое "стандарты безопасности труда" в современных правовых условиях?

С одной стороны, "стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда" (ст. 209 ТК РФ).

С другой стороны, "государственными нормативными требованиями охраны труда... устанавливаются правила, процедуры, критерии и

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:26 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности" (ст. 211 ТК РФ).

Вывод: "стандарты безопасности труда" - это и есть государственные нормативные требования "охраны труда", из которых исключены "правовые" (собственно, их и не было) и "технические" (?!) мероприятия.

Следует ожидать, что после введения в правовое поле термина "стандарт безопасности труда" большинство нормативных правовых актов, издаваемых Минздравсоцразвитием России, будут начинаться словами: "О введении в действие стандарта безопасности труда...".

Какое отношение "стандарты безопасности труда" имеют к национальным стандартам Системы стандартов безопасности труда (ССБТ)? В настоящее время - абсолютно никакого. Для специалистов в области права или технического регулирования это очевидный факт, не требующий дополнительного разъяснения. Однако среди значительной части специалистов в области охраны труда до сих пор, спустя почти 8 лет после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и почти 14 лет после официального опубликования Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, вопрос о том, являются стандарты ССБТ обязательными к применению или нет, остается открытым.

Безусловно, после разработки, регистрации в Минюсте России и официального опубликования нормативных правовых актов (приказов) Минздравсоцразвития России, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в форме стандартов безопасности труда, последние будут иметь обязательную законную силу на всей территории страны. В настоящее время такие стандарты разрабатываются в том числе и на основе бывших государственных (ныне - национальных) стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Пока что введен в действие только один такой Стандарт - "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

Идея разработки "стандартов безопасности труда" заслуживает внимания и одобрения. Только они должны быть разработаны на основе анализа лучшей практики безопасного выполнения работ и быть, конечно же, добровольными, как и все остальные стандарты во всем цивилизованном мире.
Технические регламенты и охрана труда.

Несовпадение требований

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (п. 1 ст. 46) "со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...".

Ранее уже говорилось о том, что связывать настоящее требование со сферой охраны труда неправомерно, поскольку Закон "О техническом регулировании" относится к совершенно иной сфере (к гражданским, а не к социально-трудовым отношениям) и надзорные органы (санкции) по этому Закону совершенно иные, чем в сфере охраны труда.

Тем не менее изданные и вступившие в силу технические регламенты содержат "государственные нормативные требования" к безопасности продукции, услуг, процессов и др. Это, конечно, не имеет отношения к "охране труда", но, поскольку имеет отношение к "сохранению жизни и здоровья" человека (в т. ч. и "работников"), это положение требует дополнительного разъяснения.

Рассмотрим проблему "обеспечения безопасности" в сопоставлении с "охраной труда" на примере Технических регламентов "О безопасности машин и оборудования" [9] и "О безопасности средств индивидуальной защиты" [10].

Казалось бы, эти Технические регламенты имеют самое непосредственное отношение к "охране труда". На самом деле они имеют отношение к "обеспечению безопасности продукции", частично (условно) - "к обеспечению безопасности производства (труда)". К сфере "охраны труда" они отношения не имеют. Например, Технический регламент "О безопасности машин и оборудования" содержит прямое указание на нормативную основу организации безопасной эксплуатации машин и оборудования:

- "34. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования соблюдаются требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ".

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:26 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
Из приведенного фрагмента следует, что единственным документом, которым должен руководствоваться потребитель (в терминологии "охрана труда" - "работодатель") при организации безопасной эксплуатации оборудования, является руководство (инструкция) по эксплуатации или другие эксплуатационно-технические документы, разработанные изготовителем оборудования.

Что будет, если потребитель (работодатель) не станет соблюдать требования эксплуатационно-технической документации, поставленной изготовителем оборудования? В этом случае изготовитель снимает с себя гражданскую ответственность за ущербы (в т. ч. жизни и здоровью людей) в результате нарушения правил безопасной эксплуатации. А какую ответственность будет нести работодатель за нанесение вреда здоровью работника (травмы) в результате нарушения правил эксплуатации оборудования? Прежде всего, гражданскую - компенсация возможного материального ущерба и морального вреда за перенесенные "физические или нравственные страдания" (ст. 151 ГК РФ).

Возможна и административная ответственность за нарушение законодательства о труде, если невыполненное требование инструкции по безопасной эксплуатации случайным образом совпало с имеющимся "государственным нормативным требованием охраны труда" (например, правилами по охране труда). Кроме того, не следует забывать, что в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК "работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов".

Не исключена и уголовная ответственность в соответствии со ст. 143 УК РФ в отношении лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования. В случае отсутствия в организации системы управления охраной труда, эта ответственность может дойти и до руководителя организации. Здесь интересно заметить, что система управления охраной труда предназначена, в первую очередь, для защиты работодателя от административных санкций и уголовной ответственности. В то же время система менеджмента безопасности предназначена для предотвращения экономических потерь, в том числе в виде гражданской ответственности.

Очевидно, что требования инструкций по эксплуатации современного (импортного) оборудования все более часто будут вступать в неустранимое противоречие с требованиями некоторых Правил по охране труда, разработанных изначально в 1930 - 1950-е гг. и реально не обновлявшихся с 1991 г.

Следует также иметь в виду, что Технический регламент не гарантирует полной безопасности машин и оборудования, а допускает наличие остаточного риска:

- "10. Допустимый риск для машины и (или) оборудования определяется и устанавливается при проектировании".

- "24. ...Производитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации".

Для ряда специалистов более убедительным аргументом непричастности технических регламентов к сфере "охраны труда", возможно, будут следующие положения данного Технического регламента:

"58. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности:

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Как видим, среди надзорных органов нет Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), осуществляющей надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

В Техническом регламенте "О безопасности средств индивидуальной защиты" среди органов надзора за соблюдением требований Регламента также нет Роструда, а полномочия по надзору возложены только на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Таким образом, с вступлением в силу технических регламентов соответствующие (технические) стандарты ССБТ утрачивают

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Пн июн 17, 2013 4:27 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 11:58 am
Сообщений: 280
Откуда: Москва
окончательно (даже для производителей), но при этом сами требования технических регламентов, содержащие "требования безопасности", не становятся "государственными нормативными требованиями охраны труда".

Выводы

1. Государственных стандартов в настоящее время в России нет (за исключением образовательных). Национальные стандарты ССБТ, выведенные из сферы технического регулирования из-за их несоответствия задачам и целям технического регулирования, автоматически стали не обязательными к применению, а рекомендательными. Возможно, для придания национальным стандартам ССБТ статуса стандартов безопасности труда необходимо ввести их в действие соответствующими нормативными правовыми актами - приказами, распоряжениями и др., произвести их государственную регистрацию и официальное опубликование.

2. "Стандарты безопасности труда" на сегодняшний день не имеют никакого отношения ни к национальным стандартам ССБТ сферы технического регулирования, ни к повисшим в воздухе переходного периода стандартам системы ССБТ, исключенным из сферы технического регулирования. В настоящее время ни одного введенного в действие стандарта безопасности труда нет.

3. Сфера технического регулирования охватывает область взаимоотношений "производителей" и "потребителей", рынок товаров и услуг. Сфера "охраны труда" регулирует область социально-трудовых отношений, "рынок труда". Поэтому нормативные документы и нормативно-правовые акты в области технического регулирования, в частности национальные стандарты ССБТ, имеющие отношение к безопасности машин и оборудования, зданий и сооружений, пожарной безопасности, производства средств индивидуальной защиты и др., не имеют отношения к "охране труда", а остаются в сфере технического регулирования. Они обязательны к применению всеми производителями соответствующей продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм.).

2. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

3. Приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

4. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

6. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда".

8. OHSAS 18001:2007 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья". Требования (OHSAS 18001:2007. Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования".

10. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. N 1213 "Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты".

_________________
Все, что хочется достичь, теряется в обыденности


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Вт июн 18, 2013 12:11 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт янв 24, 2006 10:41 am
Сообщений: 2496
Откуда: МОСКВА,
вот и новые проверяющие нарисовались - из управы.
Завтра расскажу.

_________________
Охрана труда – это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 20, 2013 9:47 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт янв 24, 2006 10:41 am
Сообщений: 2496
Откуда: МОСКВА,
пришли и заполнили:
СПРАВКА
о фактическом состоянии организации работ и наличии документации в области охраны труда в организации
(наименование организации)
г. Москва 20 г.
В соответствии с:
Трудовым кодексом Российской Федерации,
Законом города Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве», Указом Мэра Москвы от 10.02.2009. №>8-УМ(в ред.указов Мэра Москвы от 08.05.2009 №30-УМ, от 08.10.2009 № 76-УМ, от 05.02.2010 №8-УМ, от 14.04.2010 № 24-УМ, от 27.09.2010. №69-УМ, с изме¬нениями, внесенными указом Мэра Москвы от 29.05.2009 № 34-УМ) «Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году» (вместе с «Перечнем органов испол¬нительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора)»);
«Положением о системе государственного управления охраной труда в городе Москве», утвер-жденным Постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 № 1212-ПП (в редакции постанов-ления Правительства Москвы от 27 июля 2010 № 598-ПП), п. 4.5.8.; 4.5.9.;6.11. комиссией в составе:
представителя органа исполнительной власти
представителя Базового центра по охране труда в Северо-Восточном административном округе
в присутствии представителей организации проведено обследование фактического состояния условий и охраны труда в
(наименование организации)
требованиям законодательных, нормативных правовых актов по охране труда, при котором ус¬тановлено.
1. Сведения об организации:
Организация зарегистрирована в году с основ-ным видом деятельности
Численность работающих в организации, в т.ч:
штатная чел; фактическая чел;
женщин чел; молодежи до 18 лет чел; инвалидов чел.
2. Трудовые договоры, отражающие обязанности работодателя и работника в области охраны труда (ст. 212, 214 ТК РФ)
3. Коллективный договор (гл. 7 ТК РФ)
3.1. Льготное пенсионное обеспечение
- Дополнительный отпуск (Глава 19 ТК РФ)
3.2. Доплаты за условия труда (Глава 21 ТК РФ) _
3.3. Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.09 г. N 45н (с изм. от 19.04.10г. № 245н).
Лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ Приказ Министерства здравоохра-нения и социального развития РФ от 16.02.09г. N 46н)

_________________
Охрана труда – это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аудит по охране труда
UNREAD_POSTДобавлено: Чт июн 20, 2013 9:49 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт янв 24, 2006 10:41 am
Сообщений: 2496
Откуда: МОСКВА,
3.4. Выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств (Наличие утвержденного пе¬речня) (СТ. 221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010г №1122 н (в ред. Приказа Минтруда России от 07.02.2013г. №48)
3.5.Наличие личных карточек учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств
4. Утвержденные руководителем организации мероприятия по улучшению условий и охраны труда е указанием суммы затрат (Наличие, утверждение) (Приказ Минздравсоцразви- тия России от 1.03.12г. №181н, ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009)
5. Финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ)
6. Обеспечение работников организации по действующим нормам сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) (ст. 212, 219-221 ТК РФ, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009г. № 290н)
6.1. Наличие карточек учета обеспечения работников СИЗ
7. Положение о системе управления охраной труда в организации (ГОСТ 12.0.230- 2007, ГОСТ Р 12.0.009-2009). Распорядительный документ и дата утверждения
7.1. Распределение функций по обеспечению охраны труда в организации между ру-ководителями и специалистами
7.2. Приказ, возлагающий на лицо из руководящего состава организации ответствен-ность за организацию работ по охране труда
7.3. Приказ о службе охраны труда или назначении специалиста по охране труда (воз-ложение его обязанностей на работника организации) или договор на проведение работ по охране труда с привлекаемыми специалистами других организаций в организации (ст. 217 ТК
РФ)
8. Приказы о назначении лиц, ответственных за исправное состояние оборудования и безопасное производство работ повышенной опасности (удостоверения, протоколы о прохо-ждении их обучения и проверке знаний по общим и специальным вопросам охраны труда) при необходимости (ПОТ РО 14000-005-98)
(Примерный перечень объектов (работ) повышенной опасности: Электроустановки, тепловые энергоустановки, трубопроводы пара и горячей воды , эксплуатация паровых и водогрейных котлов ,сосуды, работающие под давлением, стационарные компрессорные установки, воздуховодов и газопроводов эксплуатация зданий и сооружений, газовое хозяйство, лифты, проведение верхолазных работ и работ на высоте эксплуатация транспортных средств, надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кра¬нов, грузозахватных приспособлений и тары, содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии ,безопасное производство работ кранами, погрузочно-разгрузочные работы, сохран-ность и исправность электроинструмента, состояние и исправность лестниц и стремянок ).
9. Обучение по охране труда (удостоверения, протоколы о прохождении обучения и про¬верке знаний по общим и специальным вопросам ОТ) (ст. 225 ТК РФ, Постановление. Минтрудсоцразвития России и Минобразования России от 13.01.03г. № 1/29):
9.1. Руководителей и специалистов организации
9.2. Руководителей, специалистов и рабочих, обслуживающих объекты повышенной опасно¬сти:

_________________
Охрана труда – это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу   Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Реклама на сайте | Обратная связь