ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Технический регламент
о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением"
Проект федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) и пункта 4 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р.
В соответствии с Федеральным законом технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - оборудование), является первоочередным и должен быть принят до 1 января 2010 г.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.
В настоящее время требования по безопасности оборудования содержатся в значительном количестве нормативных технических документах, среди которых правила безопасности Госгортехнадзора России, ГОСТы, СНиПы, ведомственные нормы и правила, инструкции, приказы, методические указания. Установленные в таких документах требования обеспечивают безопасность в данной области технического регулирования, однако зачастую избыточны, дублируют друг друга и не согласуются между собой. Практика применения таких норм свидетельствует о том, что они оказывают на хозяйствующие субъекты жесткое административное давление, сдерживают приток инвестиций и в конечном счете тормозят развитие российской промышленности.
При разработке законопроекта учтены действующие на сегодняшний день требования безопасности, сформированные в течение нескольких десятилетий на основе выводов причин аварий и происшествий, достижений науки и техники и приобретенного опыта развития отраслей промышленности в России и за рубежом.
Предусмотренные законопроектом требования согласуются с требованиями, используемыми в Европейском Союзе в рамках вступившей в силу 29 ноября 1999 г. Европейской Директивы 97/23/ЕС в отношении оборудования, работающего под давлением.
Целями принятия законопроекта являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности.
Для реализации указанных целей законопроектом предусматривается установить в отношении оборудования минимально необходимые требования, обеспечивающие промышленную безопасность, взрывобезопасность и механическую безопасность. Одновременно законопроект предусматривает требования к безопасности процессов проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, связанных с требованиями к безопасности оборудования, устанавливает правила идентификации оборудования, правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия. При этом законопроект не содержит требований к безопасности конструкций и исполнения оборудования, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких требований с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей законопроекта.
Законопроект распространяется на следующее оборудование:
сосуды, баллоны, барокамеры, бочки, передвижные цистерны, трубопроводы, предназначенные для газа, сжиженного газа, газа, растворенных под давлением, пара, а также для жидких сред;
трубопроводы, предназначенные для газа и пара;
котлы (водогрейные и паровые), а также автоклавы, представляющие опасность перегрева.
Законопроект содержит перечень оборудования, на которое его действие не распространяется.
Идентификация оборудования производится посредством установления тождественности характеристик оборудования его существенным признакам, которые установлены законопроектом.
Определяется состав информационных данных о безопасности оборудования, указываемых изготовителем или проектантом в руководстве по эксплуатации и паспорте конкретного оборудования. Содержатся положения по предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей оборудования.
Законопроектом определяются формы оценки и подтверждения соответствия оборудования устанавливаемым требованиям, схемы подтверждения соответствия, круг заявителей, а также состав доказательственных материалов и предельные сроки проведения оценки соответствия.
Предусматривается, что оборудование, впервые выпускаемое в обращение на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации. Смонтированное на объекте эксплуатации оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Законопроектом устанавливается презумпция соответствия требованиям законопроекта оборудования, произведенного с применением национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень, утверждаемый национальным органом по стандартизации.
Законопроект устанавливает периодичность проведения технического освидетельствования в течение назначенного срока службы или ресурса, а в необходимых случаях - возможность проведения внеочередного технического освидетельствования.
Установлены порядок и условия продления безопасной эксплуатации оборудования.
Оценка соответствия оборудования в форме государственного контроля (надзора) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, исключительно на стадии обращения оборудования.
Законопроект направлен на реализацию Федерального закона "О техническом регулировании", не дублирует требования, установленные иными федеральными законодательными актами.
Реализация Федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" позволит:
повысить конкурентоспособность на мировом рынке российского оборудования;
установить уровень безопасности оборудования, соответствующего современным международным требованиям;
снизить травматизм и аварийность в процессе эксплуатации оборудования, а также последствия аварий.
Принятие законопроекта позволит скорректировать формы государственного регулирования экономики, устранить избыточное государственное администрирование, а также повысить эффективность действий государственной власти в сфере обеспечения безопасного функционирования опасных производственных объектов.
Предусматривается, что законопроект вступит в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроект не предусматривает осуществляемые в настоящее время государством функции регистрации технических устройств и необходимость получения разрешения на эксплуатацию оборудования в органах Ростехнадзора. В связи с этим сокращение количества разрешительных процедур и снижение бремени административного воздействия на предпринимателей будет способствовать созданию благоприятного предпринимательского климата в России.
Принятие законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
|